Напомним, что юрист Эдуард Николаев, ранее работавший судебным приставом, был признан виновным в причинении имущественного вреда (ст. 165 УК РФ) по одному эпизоду обвинения и в покушении на это преступление — по двум другим эпизодам, по которым истек срок давности. Ему было назначено наказание — 1 год условно.
Его коллега Юрий Водянников, в прошлом — сотрудник «Банка Москвы», был признан виновным в аналогичном преступлении, но освобожден от наказания в связи с истечением срока давности.
Вместе с юристами были осуждены их «клиенты»: Елена Цой (Тыхтеева), сменившая фамилию после возбуждения уголовного дела, предприниматели Александр Белоусов и Оксана Губко. Все они, кроме последней, были освобождены от наказания в связи с истечением срока давности. Губко была приговорена судом к 1 году условно.
Установлено, что преступления они совершали в составе организованной группы по предварительному сговору.
Юристы, имевшие опыт взыскания задолженностей и хорошо знавшие все связанные с этим процедуры, помогали «клиентам» уходить от долгов, искусственно создавая им еще большие долги. Для этого заключались фиктивные договоры на суммы, многократно превышающие реальные задолженности. Николаев и Водянников подавали в суд на «клиентов» и получали исполнительные листы. Средства, вырученные от продажи имущества должников, распределялись пропорционально между всеми взыскателями, поэтому большая часть денег причиталась юристам, а реальным кредиторам оставались крохи. Кроме того, по ряду мнимых судебных споров заключались мировые соглашения, в том числе о возмещении морального вреда, который при взыскании имеет преимущества перед обычными долгами.
После оглашения приговора судом первой инстанции осужденные и их адвокаты с ним не согласились, подали жалобы. Апелляционное представление внесла и прокуратура Советского района, настаивая на признании осужденных мошенниками.
Рассмотрев уголовное дело, жалобы и представление прокуратуры, судебная коллегия Верховного суда Бурятии признала осужденных виновными в мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ) или покушении на мошенничество.
Эдуарду Николаеву назначено наказание в виде лишения свободы на 3,5 года. Оксане Губко — 2 года условно с испытательным сроком 1,5 года. Александру Белоусову — 2,5 года условно с испытательным сроком 2 года.
Юрий Водянников и Елена Цой (Тыхтеева) признаны виновными в мошенничестве, но от наказания освобождены в связи с истечением срока давности.
Эдуарда Николаева, согласно приговору, должны были взять под стражу в зале суда. Но он в суд не явился. Достоверной информации, был ли он задержан позже, объявлен в розыск или продолжает оставаться на свободе, пока нет.
Рассмотренное Верховным судом Бурятии неординарное уголовное дело о надувании «долговых пузырей» должно оказать влияние на судебную практику. Оно подсказывает, что судам стоит более тщательно подходить к принятию решений по спорам между гражданами о взыскании задолженностей со многими нулями, проверять, какие еще имеются требования к ответчикам. Особенно при заключении мировых соглашений, включающих в числе прочего возмещение морального вреда в крупном размере.
Пока можно сказать, что справедливость все-таки восторжествовала, насколько возможно в рамках земного правосудия. Хотя для этого потерпевшим, следствию и прокуратуре пришлось проделать долгий и нелегкий путь.