Но все больше и больше становятся известны истории людей, выбравших не только наш регион, но и жизнь в бурятской глубинке. Становится ли жизнь на селе более привлекательной? Своим опытом с «МК в Бурятии» поделились самый известный чабан-блогер Мунхэ Балдано и не менее популярный скульптор Мариан Иванчак, переехавший из Англии в нашу республику всей семьей.
«Я не жалею о своем выборе»
Базар-Мунхэ Балдано или, как он себя называет, потомственный чабан сегодня успешный фермер, блогер, предприниматель. Год назад его блог в «ВК» насчитывал 2,7 тыс. подписчиков. Сегодня на его паблик «Хонишон/блог потомственного чабана» подписаны 28,7 тысячи человек. А за создание привлекательного имиджа жизни и работы на селе Базар-Мунхэ Балдано отмечен на правительственном уровне.
— В социальных сетях много возможностей. Мне нравится снимать и монтировать видео. Ведение блога мне помогает, мне приятно внимание и общение. Некая социализация происходит, а иногда и реа-льная поддержка. Я стараюсь в своем блоге рассказывать о традиционных ценностях, о культуре нашей, показываю свою жизнь, — говорит Базар-Мунхэ Балдано.
Потомственный чабан родился в улусе Борогол Баргузинского района. В школе он учился и в деревне, и в Улан-Удэ. Получил среднее специальное образование в «Техникуме строительства и городского хозяйства». Было и такое, что уезжал из Бурятии в Санкт-Петербург в поисках лучшей жизни и даже планировал ехать за границу. Но в результате решил вернуться, взять «социальную отару» у Хамбо ламы Дамбы Аюшеева и жить на малой родине.
— Почему решил пасти овец? Я жил на стоянке у дяди, когда мне было 19 лет. Мне понравилось. И позже решил заниматься именно этим. Сейчас я и овец пасу, и выделкой шкур занимаюсь, традиционные блюда из мяса готовим и популяризируем. Много чем занимаюсь уже более 6 лет, — рассказывает чабан.
Звучит красиво и даже мотивирующе. Но известный блогер съел и свой «пуд соли», сталкивался с разными трудностями. Говорит, что не хватало человеческой поддержки, а иногда элементарного совета. Поэтому сегодня Базар-Мунхэ Балдано старается заниматься просветительской деятельностью и поддерживать родное село и земляков словом, делом, деньгами.
— Я не жалею о своем выборе. Я в 19 лет впервые приехал на стоянку, и год жил там. С 22 лет самостоятельно занимаюсь овцеводством. Сегодня мне 29. Сейчас у меня есть все необходимое, и я буду развиваться в разных направлениях. Мы с моей командой хотели бы приносить пользу здесь, то есть там, где мы живем.
Уеду жить в лес
История скульптора, родившегося в Словакии, жившего в Англии и переехавшего в Бурятию, в Иволгинский район, два с половиной года назад, похожа на сценарий фильма. Однажды дух свободы и авантюризма позвал Мариана Иванчака на Байкал. А в результате он не только исполнил свою мечту, но и нашел любовь. Его тогда еще будущая жена Дулма работала проводницей в поезде. Судьбоносная встреча состоялась, после был переезд в Англию и рождение двоих детей. Казалось бы, что еще нужно для счастья?
— Я свободный, я люблю свободу. В Европе сейчас творится хаос. Мы хорошо там жили, была хорошая работа. Но я всегда хотел жить на земле. Мечта всех англичан — заработать, купить землю и жить не в городе. А тут, в России, землю легко купить, еще и бесплатно раздают. А в Бурятии так красиво, особенно зимой. Я лучше зимы еще нигде не видел. В Англии однообразная погода, почти всегда пасмурно. А тут снег, солнце, красота! — говорит Мариан Иванчак.
Он делится, что переехали не с первого раза. Первая попытка состоялась 4 года назад. Но тогда не смогли найти работу, дети были маленькими и решили остаться в Англии. Позже сестра жены рассказала, что рядом строят большую школу, все развивается. И семья Иванчак рискнула снова.
— Вообще тут гораздо лучше стало за последние пару лет. Школы, супермаркеты строятся. Уровень жизни выше стал. Это видно сразу. Люди здесь больше спортом занимаются, больше путешествуют. Сначала было страшно, когда мы только переехали. Не было ни воды, ни света, ни удобств. Но мы постепенно все сделали. Жена работает учительницей в школе, школа рядом, большая, — рассказывает скульптор.
Сам Мариан стал самозанятым и принимает заказы на изготовление мебели под старину, создает скульптуры, композиции. Рядом с домом построил мастерскую, где проводит практически все свое свободное время. С особым трепетом он ждет зимы. В Бурятии он начал работать не только с деревом, но и со льдом. Его работы можно было увидеть на площади Советов, в Горячинске, в Джидинском районе.
— Никогда раньше льдом не занимался. Мне так нравится, что я каждый год очень жду зиму, когда будет лед. Я хочу съездить на Ольхон, туда съезжаются художники со всей России и работают со льдом. После работы со льдом очень легко работать потом с деревом.
О своих работах он может рассказывать долго и увлеченно. Тяга заниматься изготовлением изделий из дерева появилась еще в детстве, в Англии он начал делать ложки и другие предметы, при этом нигде специально не обучался. Но по-настоящему ремесленником и художником Мариан Иванчак почувствовал себя в Бурятии. Природа, погода, люди — далекому гостю нравится все. Он мечтает когда-нибудь уехать жить в лес и, возможно, даже стать фермером.
— Конечно, я хочу в лес. Это всегда было моей мечтой. Сейчас хочется один час, полчаса хотя бы в лесу побыть. Это прикольно. Классно, когда из окна видишь степи, лес, а не чужие дома. Мне не нравится, когда в окна смотрят, даже если соседи хорошие. Я завидую людям, у которых есть своя стоянка недалеко от города, не где-то далеко-далеко. Я уже и участок взял. Возможно, когда-нибудь и буду жить в лесу.
«В деревню уезжают мыслящие люди»
По данным министерства экономики Бурятии, в 2024 году впервые за последние пять лет в республике наблюдался миграционный прирост населения — 1135 человек. А коэффициент миграционной убыли за последние десять лет уменьшился более чем в 2 раза. Отток населения есть, но, судя по цифрам, намечается и положительная тенденция. Но что движет людьми, мечтающими не просто жить в Бурятии, а переехать в деревню?
По словам психолога Александры Поплавской, жизнь на селе привлекательна для людей, которые беспокоятся о своем психическом и физическом здоровье.
— Я считаю, что в деревню уезжают очень мыслящие люди. Города сейчас становятся очень шумными, с повышенным шумом, с автошумом, любым шумом. Люди начинают задумываться о том, стоит ли продолжать жить таким образом, либо лучше переходить на натуральное хозяйство. К таким мыслям особенно склонны творческие люди. Они всегда и везде найдут какую-то самобытность. Единение с природой помогает раскрыть потенциал, проявляется здоровый дух. Немаловажно, что сегодня многие думают еще и о детях, потому что в городах сейчас дети живут в замкнутых пространствах практически. Очень сложно дать волю, дать свободу, необходимые ребенку для его личностного роста именно в городе, — отмечает Александра Поплавская, кандидат педагогических наук, консультант-психолог Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ.
Мариан Иванчак является очень ярким примером. Ведь с момента переезда его творческий потенциал продолжает раскрываться, а его друзья, наблюдая за ним в социальных сетях, тоже теперь мечтают побывать в Бурятии.
— Я иногда лишний раз боюсь фотографии выкладывать. Сразу все начинают писать. Две семьи из Англии точно хотят приехать в Бурятию. К нам, иностранцам, конечно, много внимания здесь. В целом я хорошо себя здесь чувствую. Мне нравится это внимание, даже интересно.
А потомственный чабан Мунхэ Балдано подчеркивает, что тема сельского блогерства как «поле непаханое». Это интересно, увлекательно, и пока не так много людей этим занимаются. А значит, есть огромные перспективы заниматься и развиваться в этой сфере у каждого. Он уверенно говорит:
— Где большинство — нет успеха, где меньше людей — там успех. В деревнях больше возможностей, чем где-либо.