«Главной задачей было понять — есть ли риски прохождения отопительного сезона. Подчеркну, не только текущей подготовки к нему, но именно прохождения, то есть до весны 2026 года», — пояснил Шутенков. Мэр признался, что у администрации были сомнения в стабильности работы ТГК-14: «В первые дни после того как произошло отстранение собственников от управления компанией, для нас было не совсем понятно, как будет функционировать предприятие». Но ситуация оказалась под контролем самих энергетиков. «Мы увидели, что команда менеджеров, которая в Бурятии руководит предприятием, принимает правильные и нужные решения. План есть, материал завозится, подрядные организации на местах работают», — констатировал он и даже привел конкретные примеры по состоянию основного оборудования.
Энергетика
Глава города подчеркнул, что на уровне руководителей ключевых подразделений ТГК-14 существует «полное понимание ответственности и взаимодействие с мэрией Улан-Удэ»: «Мы зачастую критикуем ТГК-14, и есть за что. В том числе и за несвоевременное благоустройство городских территорий после ремонта теплосетей. Однако серьезных рисков прохождения отопительного сезона мы не увидели», — подчеркнул мэр, но все же дал понять, что контроль за работой энергетиков не ослабевает. Каждую неделю сотрудники КГХ приезжают на ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 с проверкой. Им поставлена четкая задача: к отопительному сезону подойти без замечаний и все работы завершить в срок.
Продолжая тему энергетики, мэр подробно остановился на техническом состоянии и перспективах развития городских теплоэлектроцентралей. «По документам сама ТЭЦ-1 — старейший генерирующий объект, 1936 года постройки. Однако это только стены. Внутри не изношенное оборудование, сравнительно новые энергоблоки, последний ставили лет 7 назад». Что касается ТЭЦ-2, то проект ее модернизации находится в активной фазе реализации, основное технологическое оборудование заказано, его сейчас производят на российских заводах для нашего города. Поставки ожидаются в 2027 году.
Игорь Шутенков указал на стратегический запас прочности, заложенный в проект обновления ТЭЦ-2. Новая станция кардинально увеличит энергетические возможности города и республики. Если ТЭЦ-1 вырабатывает примерно 488 гигакалорий в час, то ТЭЦ-2 будет выдавать 700 гигакалорий. Этот прирост позволит решить задачи далеко за пределами столицы Бурятии. В сумме они полностью обеспечат Улан-Удэ теплом и электричеством, а также энергоснабжение южных территорий Бурятии и части Забайкалья с Иркутской областью.
Дороги
Мэр Улан-Удэ подробно прокомментировал одну из самых болезненных для горожан тем — состояние дорог. С 2019 года в столице Бурятии было отремонтировано 139 километров дорог. Много это или мало? Градоначальник предложил оценивать эту цифру не саму по себе, а в историческом и финансовом контексте. По его словам, до 2019 года на ремонт дорог в Улан-Удэ выделялось порядка 270 миллионов в год. С 2019-го по 2023 год — по 700 миллионов. В 2024-25 годах — по 400 миллионов, и эти суммы не включают ямочный ремонт и плановое содержание. На фоне таких инвестиций цифра в 139 километров отремонтированных за пятилетку дорог — «хорошая, серьезная цифра». Но, по словам мэра, «явно недостаточная при растянутости города и рыхлости жилой застройки».
Для наглядности Игорь Шутенков воспользовался таким сравнением. «Площадь столицы Минска 348 кв. километров с 2 миллионами жителей. Улан-Удэ по площади превышает столицу Белоруссии с числом жителей в 4 раза меньше. Соответственно, сетка дорог в Улан-Удэ значительно больше, — пояснил он. — Поэтому в историческом контексте никогда еще в улан-удэнские дороги не вкладывалось столько средств и трудовых усилий за такой короткий срок». Но проблема остается, так как общая протяженность дорог в столице Бурятии — порядка 1100 километров. Это значит, что, несмотря на прогресс и увеличение объемов финансирования, быстро решить проблему в городе не получится из-за ее масштаба.
Ситуацию финансово утяжеляет сложный рельеф города: «Наш город, в отличие от тех же Пекина или Минска, более холмистый. А для дорожников и мэрии каждый холм — это вызов. В первую очередь по цене ремонта, во-вторых — по содержанию и обслуживанию», — констатировал Шутенков.
Инженерные коммуникации
Мэр обратился к жителям с просьбой отнестись с пониманием к развернувшимся в центре города инфраструктурным преобразованиям. Он сообщил, что впервые в истории в центре столицы происходит замена сразу всех коммуникаций, и что «растягивать процесс нет технологической возможности». Эти работы — залог будущего развития: «Для строительства объектов по мастер-плану городу нужны километры новых инженерных сетей и в короткий срок, но с заделом на десятилетия».
Попутно мэр Улан-Удэ подробно объяснил причины участившихся провалов на дорогах. Он отверг версию о сезонном влиянии паводков и указал на три системные, технологические причины. Первой и основной из них мэр назвал критический износ подземной инфраструктуры. «Во-первых, у нас под дорогами идут канализационные коллекторы, которые строились в 60-70-е годы прошлого века. Естественно, они изношены, вода подмывает, грунт оседает. Во-вторых, там же, под дорогами, находятся водоводы и теплосети. От аналогичной многолетней усталости материалов их прорывает», — пояснил он. Замена коммуникаций уже ведется, хотя и является чрезвычайно дорогим процессом. «За последние несколько лет мы полностью заменили все магистральные теплоцентрали. Не только усилили теплоснабжение, но и не допустили провалов на существенной части дорог в городе. Также в значительной степени заменены магистральные коммуникации холодного водоснабжения, и это тоже гарантия от провалов на конкретных локациях».
Третьей причиной провалов мэр назвал многократно возросшую нагрузку на дороги. «Трафик, который за последние 10-15 лет увеличился в десятки раз по сравнению с советскими временами... В середине прошлого века, проектируя прокладку сетей, инженеры не могли предполагать подобные нагрузки на дороги и коммуникации под ними». При этом мэр обратил внимание, что все перечисленные причины свойственны многим крупным российским городам. И заверил, что в Улан-Удэ власти к ним готовы и знают, как их минимизировать: «Процесс не быстрый, но он уверенно идет».
Деньги
Игорь Шутенков детально разъяснил финансовую политику города в сфере заимствований, назвав взвешенный подход и стратегическое партнерство с республиканскими властями ключевыми факторами. Так, отвечая на вопрос о нормальности практики привлечения кредитных ресурсов, градоначальник заявил: «Практика-то нормальная, главное — ее правильно применять».
В качестве примера неправильного применения он привел текущее бремя муниципального долга: «Мы вынуждены обслуживать муниципальные долги в 4 миллиарда рублей, накопленные городом 10-15 лет назад». «Наблюдая динамику поступления собственных доходов, мы приняли решение по возможности как можно дольше не привлекать кредиты». Шутенков аргументировал это высокой стоимостью заемных средств. По его словам, заемные средства — это не подарок, их всегда нужно возвращать. Тем более при нынешней, столь высокой учетной ставке Центробанка, брать кредиты очень дорого.
«У нас примерно 7 миллиардов доходов и 30 миллиардов расходов, включая затраты на зарплаты в детсадах, школах, обслуживание дорог, светофоров, освещение, уборку улиц и так далее», — отметил мэр, пояснив, что «разница между доходами и расходами в городах России, за исключением нескольких мегаполисов, — это нормальная практика». Поэтому главное здесь — «рабочие, эффективные отношения между регионом и его столицей», являющиеся, по его выражению, одним из факторов финансовой стабильности Улан-Удэ. «Глава республики и правительство Бурятии действительно очень помогают городу, — сказал он и проиллюстрировал эффективность такой помощи: — Когда кредитные ресурсы берет республика, а в город они передаются как бесплатная субсидия — это большая помощь, позволяющая администрации Улан-Удэ исполнять свои обязательства перед горожанами».
Говоря о том, стал ли город больше зарабатывать, Игорь Шутенков ответил утвердительно, подчеркнув, что столица действительно прирастает в части собственных доходов. Основной источник роста — в увеличении поступлений по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). «Мы все наблюдаем загруженность промышленных предприятий с высоким уровнем оплаты труда. Плюсом повышение зарплат в других секторах экономики, включая бюджетников. Жители платят больший НДФЛ, значительная часть которого составляет бюджет города. Отчисления идут с положительной динамикой, — заявил Шутенков. — Но успокаиваться, что зарплата у людей поднялась и к нам полетели деньги, нельзя». Поэтому перед «структурами мэрии поставлена задача — постоянно и ежедневно искать дополнительные источники доходов».
Демография
В Улан-Удэ на 1 января 2025 года проживало 435 067 человек. Это — официально. Реальная численность населения выше из-за неучтенных жителей: «Есть граждане, которые проживают в городе и не прописаны в нем, поэтому мы руководствуемся цифрой в полмиллиона человек». Что касается оттока, то он составляет 600-700 человек, что, по мнению градоначальника, характеризует демографическую ситуацию вполне стабильной.
Мэр выделил две ключевые тенденции, формирующие текущую картину. «Во-первых, как и по всей стране, наблюдаем снижение рождаемости. Во-вторых, ежегодно происходит замещение одних жителей другими», — констатировал он. Этот процесс он описал более детально: «Например, у нас 2-3 тысячи выпускников школ покидают Улан-Удэ для учебы в других регионах, при этом продолжается миграция в город жителей сельских районов республики». Таким образом, «приток населения идет, но это миграция уже существующих людей. А демография — это когда новые наши жители появляются на свет. А вот с этим, как и везде, есть проблема», — сказал Игорь Шутенков.
Отвечая на прямой вопрос о вероятности закрытия детских учреждений из-за снижения рождаемости, мэр ответил, что такое не произойдет. Но представил сложившуюся ситуацию как возможность для качественного преобразования системы образования. Хотя в Улан-Удэ «от третьей смены избавились, но со второй смены так и не ушли». Снижение числа учащихся, по его словам, позволит достичь этой цели.
Сфера услуг и развлечений
В интервью изданию мэр дал развернутую оценку состояния и перспектив развития сферы услуг в столице Бурятии. Описывая роль этого сегмента, градоначальник выделил три основные функции: «Во-первых — создание рабочих мест. Во-вторых — самозанятость населения и возможность получать доходы нашими горожанами. И, в-третьих, — это цивилизованность города». Шутенков подчеркнул, что развитая сфера услуг экономит самый ценный ресурс горожан — время: «Мы давно не бортируем колеса в гаражах, переходим на доставки товара до дверей, подстригаемся не у родственников, а свадьбы проводим вне дома. Постоянно обращаемся к бизнесу в сфере услуг. Это экономит время и делает жизнь комфортнее».
В Улан-Удэ работает 2900 предприятий торговли, 809 общепитов, 2720 предприятий бытовых услуг (ателье, ремонт обуви, парикмахерские, химчистки, шиномонтаж и так далее). В эту сферу вовлечены десятки тысяч жителей города: «Я очень уважаю их труд. Сфера услуг — конкурентный рискованный бизнес и ежедневно трудная работа. Но именно эти люди делают город современным и комфортным».
На вопрос о личных ощущениях и недостатках мэр дал откровенный ответ: «Не хватает эмоций, то есть недостаточно развита услуга развлечений как для укрепления здоровья, так и для развития». Он детализировал, чего именно не достает: это кинотеатры, аттракционы в парках, ивент-события, не хватает детских развлекательно-обучающих бизнес-проектов, фитнес-залов, крытых бассейнов и прочих атрибутов большого современного города.
Причины сложившейся ситуации — в экономике: «Я понимаю, что бизнес в сфере развлечения — это большие инвестиции с долгим сроком возврата вложений. Поэтому часть сферы услуг в Улан-Удэ отстает от развития, например, ритейла». Игорь Шутенков выразил готовность диалога с представителями бизнес-структур для решения этой проблемы: «Мы всегда готовы для переговоров с инвесторами», — заявил он.