МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Улан-Удэ

О жизни, вере и семье: откровения улан-удэнского священника, отца семерых детей

В многонациональной Бурятии, кроме буддийской религии мирно сосуществуют другие религиозные направления. Высятся буддийские дацаны, православные храмы, мусульманские мечети.

Фото: Анна Арапова

У настоятеля храма Покрова Святой Богородицы в Улан-Удэ иерея Дмитрия Федоренко в ноябре 2025 года родился седьмой ребенок — дочка Дарья. Отец Дмитрий рассказал «МК в Бурятии» о том, как живет семья священника, как воспитывает детей и о своих нравственных принципах.

Тяга к храму

Дмитрий Федоренко родился в Улан-Удэ, сейчас ему 43 года. Его отец родом из Красноярского края, мама — из Читы. Родители супруги Марии — местные, из Бурятии. Дмитрий окончил филологический факультет БГУ по специальности «преподаватель русского языка и литературы». Мария — выпускница колледжа информационных технологий.

Тягу к храму Дмитрий почувствовал еще в детстве. Его отец, как рассказывает мать, тоже всегда стремился в церковь. После окончания института культуры отец получил распределение на БАМ, а мама работала в медицине. Семья жила в поселке Тоннельном, но когда градообразующее предприятие — 18-й тоннельный отряд — перевели в Хакасию, начались проблемы с педагогами и квалифицированными кадрами. Ради будущего сына родители решили вернуться в Улан-Удэ в 1994 году.

«Мы с родителями приезжали с БАМа в Улан-Удэ. При посещении Вознесенского храма в моем детстве появлялось ощущение, что я пришел к себе домой, — вспоминает отец Дмитрий. — Храм — дом Божий для любого православного человека».

Отец Дмитрия был художественным руководителем, играл на музыкальных инструментах, а в 1990-е годы подрабатывал частным извозом. Через некоторое время он начал петь в церковном хоре в Троицком храме. Постепенно у Дмитрия начало развиваться церковное чувство.

В 1996 году в Троицком храме он стал чтецом на клиросе. Затем, во время обучения в БГУ, наступил период, когда он перестал быть церковнослужителем, хотя оставался прихожанином, старался посещать храм, участвовать в богослужениях и таинствах. В 29 лет Дмитрий вернулся в Вознесенский храм уже в качестве алтарника, а позже прошел обучение в епархиальном отделе образования.

Судьба свела Дмитрия и Марию в храме на курсах катехизаторов, где рассказывают об основах православной веры. В 2015 году они подали заявление в ЗАГС, расписались и началась их семейная жизнь.

Семья

«Залог крепкой семьи — взаимное уважение супругов, когда они находятся на первом месте друг у друга, а потом уже дети. Многие, скорее всего, со мной не согласятся, но история — вещь упрямая, как и жизнь. Став супругом или супругой, учишься любить человека просто за то, что он есть в твоей жизни, — говорит отец Дмитрий. — Ты любишь его не за какие-то качества, а за то, что он рядом, хранит семейный очаг. Он — Адам, муж, а она — Ева, его жена, и они несут ответственность друг за друга. Когда у родителей адекватные отношения, и в первую очередь они заботятся друг о друге, стараются уважать и любить друг друга, дети, видя эту «химию» между родителями, сами становятся способными любить, сострадать, помогать. А когда на первом месте стоит ребенок, а уже потом супруг, такие отношения часто выливаются в отрицательные последствия. Жизненный опыт многих семей показывает, что если партнеры ставят на первое место друг друга, а затем детей, семья развивается в правильном русле, брак будет крепким, и дети вырастут способными любить».

Фото: МК в Бурятии

По мнению священника, когда женщина после рождения первенца переключается исключительно на ребенка, муж начинает чувствовать себя обделенным. Он отмечает, что в жизни семьи первый кризис наступает в период «притирки», когда супруги начинают искоренять «вредные» привычки друг друга. Второй кризис происходит после рождения ребенка, когда женщина, став матерью, часто ставит малыша на первое место, а супруг отходит на второй план. Это, по его словам, одна из распространенных причин последующих разводов.

Дмитрий вырос без братьев и сестер и всегда мечтал о большой семье. Сейчас он счастлив, когда, возвращаясь домой, его встречает ватага ребятишек — его карапузов, которые бегут, лепечут, обнимают. В такие моменты приходит понимание, что это и есть жизнь, ведь ребенок — это новая жизнь, которую ты даешь.

Отец Дмитрий старается помогать супруге по хозяйству: моет посуду, занимается стиркой. Его помощь особенно важна сейчас, после родов. Конечно, иногда Мария может и поворчать, позлиться — быт порой заедает. Но она понимает, что она, в первую очередь, православный человек, жена и мама и, как хозяйка, старается посмотреть на ведение хозяйства под другим углом, упростить его. В декрете женщина находится долго, а раньше работала в иконной лавке Димитриевского собора. Мария любит рисовать. Ее рисунки как родителя были отмечены особым призом на конкурсе в детском саду.

«По большому счету, мы точно такие же люди, как и все, со своими тяготами, заботами, горестями, — с улыбкой подмечает отец Дмит­рий. — Но когда ты священник, это налагает определенные рамки. Даже если идешь в магазин за продуктами в штатском, стараешься быть воспитанным, вежливым человеком, потому что так или иначе сталкиваешься с прихожанами, знакомыми. Ты священник всегда и везде, 24 на 7».

Дом

У семьи священника — просторный брусовой дом возле леса. Особой любовью в семье пользуется печь. Она не старинная русская, а обычная, но в ней сосредоточен домашний очаг.

«В печке есть тепло, она всегда в центре, в ней есть нечто притягательное, когда трещат дрова. И дети сопят. Тепло, уют, жизнь… И это тебя как главу семьи и священника подстегивает», — делится отец Дмитрий.

До рождения второго ребенка семья снимала жилье. Хотя приход храма выплачивал большую часть аренды, им хотелось иметь свой дом. Они подали заявку на ипотеку, не особо надеясь, но банк одобрил им довольно приличную сумму.

Подобрали дом рядом с лесом. Все складывалось удачно: ипотеку выплачивали, при рождении третьего ребенка с помощью государственной программы ее частично погасили, а затем закрыли досрочно.

«Господь никогда не оставляет, если стараешься с Ним честно жить. Многие святые отцы говорят, что постоянно на Бога уповать не нужно, потому что сам человек по своей природе свободен и должен предпринимать шаги. Если постоянно на волю Божью уповать и бояться пальцем о палец ударить, ничего не получится. Дорогу осилит идущий. Современные люди избалованы благами цивилизации, а когда начинают больше зарабатывать, хочется еще больше. Человеку на самом деле мало надо», — говорит отец Дмитрий.

Дом священника — одноэтажный, благоустроенный, с централизованной водой и собственной скважиной. При необходимости пользуются электрическим коллектором, есть газовая плита. Большого хозяйства пока нет, построили только теплицу.

В доме собрана хорошая библиотека: художественная и духовная литература, творения святых отцов.

Дети

Старшего сына в семье назвали Архиппом, второго зовут Иларион, затем идут Аглая, Елизавета, Всеволод, Василиса и Дарья. По имени Архипп у родителей споров не возникало, в выборе имени Иларион также пришли к согласию, а вот об имени Аглая были дебаты, но и здесь нашли компромисс. Имена старались выбирать из православных святцев, чтобы не возникало путаницы, когда в свидетельстве о рождении записано одно имя, а при крещении дается другое.

«Чехарда с именами уходит корнями в советское время, когда были сильны идеи коммунизма, — считает отец Дмитрий. — Появилось огромное количество имен, связанных с коммунистическими идеями, и человек в храме при крещении выбирал имя святого. Получались два имени. У бурят тоже наблюдалась такая тенденция в советское время, когда для светского общения выбирали другое имя. Существуют суеверия, что при крещении с новым именем начинается новая жизнь, но нутро человека не изменишь. Был Петей, покрестили Васей — ничего не изменится».

По его словам, в современной тенденции к выбору славянских имен дело порой доходит до того, что выбираются древние имена, не относящиеся к православию, а восходящие к исконно славянским языческим именам, возникшим еще до Крещения Руси.

«Зачем православные люди устраивают такую чехарду? — размышляет священник. — Может, от того, что в 90-е годы было засилье самых разных религиозных течений, в том числе неоязычества. С одной стороны, языческие имена — это часть нашего славянского эпоса, с другой — они были приняты до крещения. К примеру, Ярила, Перун».

На службу в церковь старший сын Архипп ходит с папой с завидным постоянством, он как хвостик. Иларион — по настроению. Девочки — когда захотят.

«На прошлой неделе мы взяли с собой в храм трехлетнего Севу, и, судя по его реакции, ему понравилось, эмоций было довольно много, — рассказывает отец Дмитрий. — Стараюсь быть примером для детей при служении в алтаре, совершении богослужений. Мое общение с Христом через богослужение меняет меня, я становлюсь лучше. А дома я в первую очередь отец, ведь дети еще маленькие. Давления на них, что они дети священника и должны ходить в церковь, у нас с Машей нет».

В школе спокойно относятся к тому, что отец детей — священник. Сегодня в обществе с пониманием относятся к тому, что у кого-то родитель — лама, священник или шаман.

В вопросах пользования телефонами у родителей установлен контроль: запрет на игры и защита от втягивания в противоправные поступки. Дети могут смотреть исключительно мультфильмы. По убеждению отца Дмитрия, до 12 лет гаджеты противопоказаны — это вредно для зрения, создает массу соблазнов и лишней информации, поэтому детей лучше от них оградить.

В семье стараются по мере сил соблюдать посты, но детей в еде не ограничивают, так как они растут и им необходимо полноценное калорийное питание. В строгий Великий пост взрослые ограничивают только себя.

«Любой пост — внешний и внутренний — взаимосвязан, — считает священник. — Внешний способствует развитию внутреннего, а внутренний — внешнего. Ограничение в еде способствует развитию внутреннего состояния, а внутреннее состояние, например, через посещение храма, помогает в воздержании от переедания».

Дмитрий и Мария считают себя строгими родителями: приучают детей не рисовать на стенах, потому что разрисованные стены и пятна создают ощущение беспорядка, а для творчества есть альбом. Детские рисунки складывают в папки. Иларион свои «объявления» старается клеить на холодильник.

Важно, какую жизнь проживешь

Отвечая на вопрос о поговорке «Бог един», отец Дмитрий отметил, что такое упрощенное высказывание затрагивает щепетильную тему. Его поверхностное толкование может быть некорректным, подобно тому, как люди часто путают понятия «уважение» и «поклонение», в то время как их смысл совершенно разный.

«У нас многонациональный регион, и порой люди смешивают религиозные и культурные традиции, — говорит священник. — Человек по своей природе религиозен. Если перефразировать церковного деятеля III века Тертуллиана, всякая душа по природе своей — христианка. Человек изначально религиозен и свободен в своем выборе».

Отец Дмитрий отмечает, что среди православных есть разные люди: одни искренне стремятся к вере и участвуют в богослужениях, другие воспринимают ее формально, делая акцент на внешних атрибутах вроде вербы, куличей и яиц. Подобный «вещизм», по его словам, можно заметить и в среде некоторых буддистов.

Священник напоминает слова Христа: «Не сотвори себе кумира», — подчеркивая, что каждый человек индивидуален и должен искать свой путь к Богу.

Недавно прошло епархиальное собрание, и в памяти отца Дмитрия особенно отложились слова митрополита о том, что в последний путь человек уходит налегке: ни Евангелие, ни книги с собой не возьмешь. Взять можно только багаж души — добрые дела, покаяние, терпение и любовь к ближнему, чему учил Христос.

«Для меня как священника важно, куда я приведу свою паству. Бог — Пастырь всех православных, и я должен помочь своей пастве прийти ко Христу, к спасению души, — рассуждает отец Дмитрий. — Гораздо важнее, какую жизнь проживешь, каким человеком будешь, как относишься к людям. Если ты станешь для прихожан плохим примером, ни к чему хорошему их не приведешь. Покойный отец  Димитрий Смирнов говорил, что, помогая другому, не надо тешить самолюбие, а лучше забыть о своем поступке».

Священник признается, что вновь открыл для себя труды владыки Антония Сурожского, который в какой-то степени является нашим современником.

«Я учусь у нашего митрополита, у братьев-­священников из нашей и других епархий, читаю литературу и прихожу к выводу, что все в этом мире возвращается к Евангелию, к Священному Писанию. Любая жизненная ситуация уже описана в Библии. Когда человек читает не только Новый, но и Ветхий Завет, он может найти ответы практически на все свои вопросы. Труды святых отцов основаны на Священном Писании», — подчеркивает отец Дмитрий.

Ему запали в душу слова из фильма Павла Лунгина «Остров», которые произнес герой в исполнении Петра Мамонова, при жизни бывший чудотворцем: «Умирать не страшно. Страшно перед Богом стоять».

Отец Дмитрий Федоренко из Свято-Покровского храма стремится по мере своих сил быть хорошим отцом, супругом, собратом для коллег-священников и всегда оставаться пас­тырем для своих прихожан.

Следите за яркими событиями Бурятии в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах