Он стал культурными воротами Бурятии — местом, где с первых минут можно услышать ее голос, увидеть ее краски и почувствовать душу республики. Проект стал первым в России опытом глубокой интеграции культуры в инфраструктуру воздушной гавани.
«Не ради бетона, а ради искренности»
Зачем в стерильной, функциональной зоне аэропорта — искусство, истории, поэзия? Создатели проекта «САЙНУУ! ТЭНГЭРИ» с самого начала отказались от подхода, при котором аэропорт — это просто «кубометры бетона» и стекла.
— ВЭБ.РФ строит аэропорты в 16 регионах России, но «Байкал» стал первым, где мы изначально интегрировали социокультурную составляющую. Это пилотный проект, и теперь мы будем ориентироваться на опыт Улан-Удэ, ставить в пример Республику Бурятия, ее креативную команду и то неравнодушное отношение, которое встретили здесь — от руководства до каждого сотрудника аэропорта. Мне вообще кажется странным, когда аэропорты лишены культурного кода. Каждый российский регион обладает им, и когда ты прилетаешь или улетаешь, то уносишь с собой частичку этой культуры. Возможность соприкоснуться с ней уже в аэропорту очень важна, — отмечает Олег Ракитов, руководитель социокультурных программ ВЭБ.РФ.
Куратор проекта Дмитрий Гармаев из Центра креативных индустрий «Хэб-Хаб» развивает эту мысль, раскрывая личную мотивацию команды:
— Мы делаем это не ради кубометров бетона, не ради какого-то пиар-эффекта и прочего, а для того, чтобы каждый житель республики увидел ту самую искренность, которая движет как минимум всеми нами здесь находящимися. Я очень в это верю.
Этот подход превратил аэропорт в принципиально новое явление — социокультурный хаб. Команда проекта видит в этом логичное развитие идентичности Бурятии как уникального места.
— Бурятия — место силы, в котором не просто огромное количество невероятно разнообразных и уникальных ландшафтов, но еще и не менее богатые культурные слои самых разных традиций, историй и культурно-исторической почвы разных народов и эпох. То богатство, которое является естественным преимуществом нашего региона, — подчеркивает куратор проекта Бато Гонгаев.
Проект«САЙНУУ! ТЭНГЭРИ» не украшение, а откровение. Инфраструктура перестала быть нейтральной, она стала проводником смыслов, истории и эмоций региона, который она представляет.
Живые истории в сердце транзитной зоны
Центральным объектом, воплотившим философию проекта, стала «Будка историй» — интерактивный арт-объект в виде телефонной будки. Но ее содержание — самое настоящее, непридуманное. Внутри — голоса ветеранов гражданской авиации Бурятии, хранителей местной памяти. Татьяна Федорова, библиотекарь и участница записи, с волнением рассказывает о процессе:
— Мы принимали участие в этом проекте по приглашению аэропорта «Байкал» и Центра креативных индустрий «Хэб-Хаб». И рассказывали историю самого авиапредприятия, гражданской авиации Бурятии, вспоминали свою молодость, работу, собственную историю. Я думаю, что это шло от души каждого.
Важно, что этот архив создавался не сторонними исследователями, а самим сообществом. Татьяна подчеркивает эту связь: «Мы и наша библиотека собираем историю, летопись поселка, ведь наше авиапредприятие было градообразующим. Над проектом работала команда из 12 человек. У каждого была своя тема».
Олег Ракитов из ВЭБ.РФ поблагодарил команду проекта и подчеркнул важность взаимодействия с местным сообществом.
— Мы всегда просим креативные команды работать с местными жителями. Искренние слова в адрес ветеранов авиации, которые звучали сегодня, я полностью разделяю. Наша команда была глубоко тронута их историями, которые теперь можно услышать в «Будке». Без этой живой памяти проект потерял бы свою душу и искренность. Поэтому огромное спасибо всем.
Этот арт-объект не первый в Улан-Удэ. В 2024 году на предыдущем проекте «САЙНУУ! ГЭР» Центр креативных индустрий «Хэб-Хаб» вместе с Национальным музеем Бурятии установили первую такую «Будку» и записали в нее 97 историй про Улан-Удэ. Она стоит на улице Профсоюзной, перед входом в музей истории.
И в этой «Будке историй» собран не просто архив. Это и игра, и диалог. Куратор ЦКИ «Хэб-Хаб» Дмитрий раскрывает детали, делающие объект магическим:
— После того как мы запустили первую «Будку», оказалось, что эта история интересна большому количеству людей. И было принято решение продолжить это начинание в зоне вылета нового здания аэропорта «Байкал». И вот вы сейчас видите результат. Отличие от первой «Будки» в том, что здесь телефон для международных переговоров. На нем даже есть специальная кнопочка-ответ, которая также работает. И там, раскрою вам секрет, имеется одна секретная история, код, который никто не знает, поэтому вы можете наугад когда-то попробовать набрать не только цифры от 001 до 154, а любые другие три цифры, и, возможно, попадете на нее.
Это превращает пассивное слушание в активное путешествие. Пассажир становится не зрителем, а соучастником, исследователем. И, как замечает директор аэропорта Дмитрий Гармаев, это работает: «Я сегодня утром здесь был, до начала открытия проекта, вы бы видели, какая была реакция. Уже дети крутили телефон, слушали записи, пассажиры фотографировались, и было видно, что мы дарим всем положительные эмоции».
История перестала быть абстрактной. Она обрела голоса, имена и эмоции, которые может услышать любой, кто поднимет трубку.
Вырастить «внутреннего бурята» в каждом госте
Пространство нового терминала — это тотальная инсталляция, где каждый элемент говорит о Бурятии. Встречает гостей монументальный мурал «Хадаг» художницы Даримы Кантаковой — символ гостеприимства и духовного пути. На стеклах, сквозь которые видно отроги Хамар-Дабана, — поэтические строки на русском и бурятском, фотозоны с традиционным костюмом. На втором этаже развернулась выставка «Сокровища Бурятии» из фондов Национального музея.
— Этот проект, предложенный ВЭБ.РФ и реализованный Центром креативных индустрий «Хэб-Хаб», основан на трех ключах вдохновения для наших художников — все наше наследие, наша природа и наша поэзия. Вот строки народного поэта Бурятии Дамбы Жалсараева, чье столетие мы отмечаем в этом году: «Чтоб я обрел невиданную силу для дальнего нелегкого пути». Когда читаешь эти слова здесь, на стекле аэропорта, видишь работы, мурал, они звучат по-новому пронзительно. Мы привыкли к ним как к словам гимна, но здесь, в этом пространстве, они обретают личный смысл для каждого. И я думаю, это самое главное: человек, который приедет сюда, в Бурятию, увидев все это, навсегда полюбит ее и захочет вернуться. Вот для чего мы все старались — и организаторы, и художники, — сказала директор музея Татьяна Бороноева.
Этот эффект «пронзительного звучания» культуры в неожиданном месте и есть главная цель. Министр туризма Бурятии Алдар Доржиев подчеркнул влияние пространства на восприятие:
— Новый терминал стал не просто транзитной зоной, но и таким пространством, где наши гости сразу же, с первых шагов, погружаются в культуру, в историю многогранной республики. Я думаю, что это пространство станет и местом вдохновения для наших художников, дизайнеров на новые идеи.
Олег Ракитов отметил, что проект оказывает долгосрочное, почти незаметное, но фундаментальное воздействие на гостя:
— Культурный код Бурятии теперь живет прямо в объекте инфраструктуры. И каждый, кто прилетает или улетает отсюда, будет понемногу воспитывать в себе, как говорят мои бурятские друзья, «внутреннего бурята». Пусть этот «внутренний бурят» взращивается в каждом госте республики.
Проект «САЙНУУ! ТЭНГЭРИ» — эксперимент, который уже признан успешным. Директор аэропорта Дмитрий Гармаев с гордостью заключает: «ВЭБ.РФ поэкспериментировали на аэропорту Улан-Удэ, и я думаю, что продолжат и в других аэропортах. Но в истории всегда останется, что мы были первыми».
Теперь, проходя через воздушные ворота Бурятии, путешественник совершает не только физическое, но и внутреннее перемещение. Он уносит с собой не просто багаж, а «частичку культуры» — образ, строку, голос из прошлого, чувство искренности. И, возможно, именно в этом — главная миссия современного аэропорта: быть не узлом, а мостом, не терминалом, а началом.
Фоторепортаж события смотрите здесь.