Оно нам надо?

Представители Польской республики официально заявили о желании установить в Бурятии памятник польским повстанцам

Речь идет о восстании 1863-64 годов, когда Польша входила в состав Российской империи. Ксёндзы принимали в нем активное участие.

Представители Польской республики официально заявили о желании установить в Бурятии памятник польским повстанцам
Бой под Семятичами. Гравюра 19 века. Бой 25-26 января 1863 года между русскими войсками и польскими повстанцами во время восстания 1863 года.

Именно они подбивали своих прихожан к вооруженной борьбе с законной властью, а также к расправам с мирным, не польским населением.

Понятно, что для правительства России того времени это был мятеж, во время которого погибли сотни солдат царской армии и около двух тысяч подданных империи: их повесили польские партизаны.

После подавления восстания и суда повстанцев сослали на каторгу в Сибирь. Многие из них отбывали наказание на территории нынешнего Тункинского района Бурятии.

— В Тунке есть кладбище польских политических ссыльных, — рассказала ГТРК «Бурятия» Светлана Сороковикова, учитель истории Тункинской средней школы. — Поскольку они были католиками, селили и хоронили их отдельно. Сейчас польское кладбище входит в черту нашего общего Николького кладбища.

Польские власти за два последних десятилетия уже не раз намекали на то, что хотели бы установить на этом кладбище памятник.

Памятник должен быть

— Мы бы хотели, — официально заявил в октябре этого года телеканалу «Бурятия» Марек Зелиньски, генеральный консул Польши в Иркутске. — С точки зрения Польши ссыльные не виноваты. С точки зрения Российской империи — взгляд другой. Но сколько времени прошло? Об этом можно забыть.

Местные власти в лице главы Тункинского района, говорят тункинцы, молчаливо одобряют действия по установке монумента. Среди потомков польских ссыльных, живущих в районе, эту идею активно пропагандирует национально-культурная автономия «Наджея». Цель — создать видимость того, что инициатива исходит снизу. Хотя всем понятно, что это идея фикс нынешних руководителей вступившей в НАТО Польши. Они сносят памятники советским воинам, освобождавшим их страну в годы Второй мировой войны, и постоянно поднимают тему «советской оккупации».

Известно, что МИД России против идеи увековечивания памяти государственных — на тот момент — преступников. В ведомстве считают, что это не улучшит и без того натянутые отношения между странами.

Вспомним террориста?

В Тунке ветераны войны и труда тоже выступили с категорическим неодобрением идеи об установке «памятника головорезам и убийцам». По их мнению, монумент будет напоминать о пребывании в Кырене и Тунке в 1888-92 годах Юзефа Пилсудского: выходца из богатой шляхетской семьи, ставшего сначала террористом, а потом в 20-30-е годы ХХ века премьер-министром и главой МВД Польши.

Когда началась русско-японская война (1904-1905 гг.), Пилсудский отправился в Японию, пытаясь найти поддержку для подготовки восстания в Польше. Пилсудский предлагал японцам создать польский легион из взятых в плен поляков — солдат русской армии. Реализовать эти и другие планы не удалось. Однако японцы были заинтересованы в секретной информации и после вербовки выделили на разведывательную деятельность Пилсудскому 20 тысяч фунтов стерлингов.

По возвращении в Польшу в 1904 году, Пилсудский организовывал боевые группы, активно действовавшие во время революции 1905 года. Деятельность боевых группировок финансировалась за счёт средств, полученных при ограблении банков и почтовых поездов, в незначительной мере — при так называемых «эксах» (сокр. от экспроприация).

В своих воспоминаниях начальник варшавского охранного отделения Заварзин называл Пилсудского «исключительным специалистом по организации ограблений поездов, банков, почтовых отделений, а равно террористических актов». Организованная им в Кракове боевая школа выпускала подготовленных убийц и грабителей, пишет Википедия.

Во время советско-польской войны 1919-20 годов Пилсудский сгноил в концлагерях десятки тысяч солдат как красной, так и белой армии.

Думаю, правительству Бурятии необходимо определиться в этом щекотливом вопросе. И встать либо на сторону общества «Наджея», администрации Тунки и властей Польши, что на 100 процентов можно будет расценивать как предательство, либо проявить благоразумие и прислушаться к МИДу России и всем здравомыслящим согражданам.

Константин ГЕТМАНСКИЙ.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру