В те годы в этом районе стоял густой лес и в 1934 году Петровы построили первый в этом месте дом, на самом высоком холме, возвышающемся на берегу Уды. С тех пор в этом доме по ул. Загородная, 79, живут прямые родственники Петровых — многодетная семья Афанасьевых. За все эти годы при всех властях никто ни разу не напоминал им о статусе их дома, ведь у них имелись домовая книга, техпаспорт и другие документы.
Но два года назад их земля понравилась бизнесменам из ОАО «Якутский гормолзавод», которые собрались построить на ул. Бийская-Загородная гостиничный комплекс.
Если читатель спросит, где бузина, где Киев и дядька, я вам отвечу. Но мне непонятно, каким боком здесь оказался якутский гормолзавод и при чем здесь гостиничный бизнес в Улан-Удэ?
В апреле 2010 года земельный участок в 16,9 тыс. квадратных метров на ул. Бийская-Загородная был передан по акту выбора гражданке Елене Соколовой, которая вскоре передала его ИП Бахлаеву, а затем ОАО «Якутский гормолзавод» — застройщику гостиницы. Осталось дело за малым — снести дома и расселить жильцов.
Теперь небольшое отступление. Как известно, в центре Улан-Удэ уже почти не осталось свободной земли. И, как рассказали нам наши источники, если застройщику захочется воткнуть какой-нибудь объект в жилую застройку, то он обращается к риэлторам или иным лицам, имеющим связи с чиновниками городского комитета по имуществу.
Судя по всему, это происходит так: вместе с чиновником они смотрят на карту, где запланировано строительство объекта, и решают вопрос по сносу домов. Если условия устраивают инвестора, ему выделяется по акту выбора земельный участок. Естественно, не за красивые глаза. Далее застройщик сносит дома, и после зачистки от домов земля по договору аренды переходит к последнему. Инициаторы сноса предложили жильцам с ул. Загородная по 100-700 тысяч рублей, объяснив это тем, что дома якобы самовольно построены, мол, берите, пока дают, в ином случае мы вас снесем. Большинство жильцов, а это были в основном из категории социально неблагополучных людей, взяли деньги и освободили участки. Их дома тут же снесли. Все, кроме Афанасьевых.
— Вы поймите, куда я пойду с этими 700 тысячами рублей, да на них даже однокомнатную квартиру не купишь, — рассказывает Ирина Афанасьева. — Сегодня у меня и троих моих детей есть крыша над головой, свой дом и лишаться его за эти подачки я не намерена.
Понять Афанасьеву можно — это ее дом, где жили ее предки, и просто так уходить со своей земли она не собирается. Она рассказала «МК» через что ей пришлось пройти, чтобы выдержать давление риэлторов и застройщиков.
— Через ограду постоянно пробирались чужие люди, как-то подогнали экскаватор и стали угрожать мне, что снесут дом вместе с нами, — рассказывает свою горькую правду Ирина.
Судя по всему, она бы сдалась, если бы не случай. Через знакомых об этом произволе узнал адвокат Владимир Киселев, который решил защитить многодетную семью. Было истребовано из архива БТИ дело, в котором оказалось решение суда от 1949 года, где черным по белому было написано, что этот дом принадлежит прабабушке Афанасьевой — Арине Петровой!
Суд установил, что этот дом является законным строением!
На время чиновники отстали. А стройка заморозилась. Хотя решить вопрос можно было быстро.
— Наш дом, вернее, земля на берегу Уды, стоит как минимум 2 млн. рублей, я ничего лишнего не прошу, но зато смогу переехать с семьей в 3-комнатную квартиру, — говорит Ирина.
Но, видимо, богатые якутские «молочники» решили сэкономить. И, насколько можно судить, было решено додавить Афанасьевых через суд — совершенно «случайно» чиновники комитета по управлению имуществом мэрии, невзирая на решение суда от 1949 года, снова напирают на то, что дом по ул. Загородная, 79, — это «нахаловка» и в Октябрьском райсуде хотят добиться сноса. Так объединились богатые и власть предержащие против многодетной семьи.
От всей этой дурнопахнущей коррупцией истории, как мне кажется, есть только один нормальный выход — инвестору следует просто заплатить рыночную цену за участок, и проблема будет решена. Ведь 2 миллиона — копейки для такой огромной стройки и это реальная цена дома и земли в данном месте. Но якуты все хотят сделать дешево и пока мы видим яростное желание мэрских чиновников выселить людей. Сделать приятное богатому якутскому застройщику, выселить многодетную семью из дома, где они живут — на это они горазды. А признать, что Афанасьева имеет все права на дом своих предков и вправе распоряжаться им, как захочет — нет. Они с другой планеты, эти чиновники комитета по управлению имуществом? Причем непонятна мотивация чиновников, которые передали землю в аренду инвестору и полностью возложили на него переселение людей, а затем почему-то включили административный ресурс, чтобы выгнать семью из своего дома. Впрочем, как раз причины подобной ретивости являются секретом полишинеля. И поэтому всем доводам городского комитета по имуществу я не верю. А вот решению народного суда Пригородного района (ныне Октябрьского) от 1949 года, которым узаконивается дом Петровых (Афанасьевых), я доверяю. Поскольку известно, что в 1949 году в Улан-Удэ почти не было коррупции. А сейчас о ней говорят уже все.