«Голос кочевников» расширяет горизонты

С 11-13 июля в Улан-Удэ состоится IV Международный музыкальный фестиваль «Голос кочевников. Байкал-Бурятия»

26.06.2012 в 10:59, просмотров: 2181

В этом году фестиваль пройдет на трех площадках – Бурятского театра драмы, Этнографического музея и Филармонии.

«Голос кочевников» расширяет горизонты

. Главной сценой станет Бурдрам, где фестиваль пройдет 11 и 12 июля, а потом перекочует в этнографический музей, где 13 июля откроется OPEN-AIR сцена. В филармонии все три дня фестиваля будет работать киносцена, где состоятся показы фильмов, связанных с культурой кочевых народов. Зрители смогут увидеть новую картину Баира Дышенова «Наказ матери», три документальных фильма о современной жизни шэнэхэнских бурят киностудии «САНСАР», а также документальную драму «Два коня Чингис-Хана» режиссера Бямбасурен Даваа, где главную роль исполнила певица Урна Чахар-Тугчи, участница первого фестиваля «Голос кочевников» в 2009 году.

Главная сцена

На «главной сцене» фестиваля выступят известная в мире бурятская певица НАМГАР, ансамбль виртуозов моринхуура из Внутренней Монголии ANDA UNION, группа из Нигера BOMBINO и зажигательная МОКООМВА из Зимбабве.

НАМГАР (Бурятия)

Дочь бурятского чабана, родом из Агинских степей. Намгар поет старинные песни кочевников, степные протяжные песни, задорные плясовые композиции, а также песни-легенды, песни-сказания, прославляющие восточных красавиц, могучих богатырей, быстроногих коней и звон стрел, выпущенных из боевого лука. Более 10 лет Намгар выступает по всему миру на крупнейших международных фестивалях, покоряя слушателей многогранностью и глубиной азиатских народных песен. Аутентичный вокал, владение разными стилями пения и бережное обращение с народным материалом сделали Намгар неповторимой в России певицей и хранительницей традиционной музыки бурят. Помимо акустических концертов успешно продвигаются в музыкальный мир бурятские песни в стиле World Music. Только за последний год Намгар с составом музыкантов выступала с концертами на больших престижных музыкальных сценах Нью-Йорка, Вашингтона, Сиэтла, Ванкувера, Торонто, Лондона, Оттавы, став одной из российских исполнительниц, получившей международное признание.

BOMBINO (Нигер)

«Его гитара играет рок-н-ролл пустыни под овации публики. Это новый звук Нигера. Его последний альбом сделал артиста известным во многих странах. Участник сопротивления, Бомбино идет к людям с миром и призывает сменить оружие на гитары!», пишет западная пресса. К этому триумфу Бомбино шел много лет и ему пришлось испытать неслыханные тяготы. А начиналось все в 1980-м году на перекрестке караванных дорог, в африканской пустыне близ городка Агадес, что в Нигере, когда в семье туарегов родился мальчик по имени Омара. Его предки-берберы, не пожелав жить под властью завоевателей арабов, ушли на юг в Сахару. Там они и создали свой уклад. Несмотря на то, что они были мусульманами, многоженство у них не прижилось. Они, кстати, единственный в мире народ, у которого не женщина, а мужчина должен закрывать лицо. Причем не только на людях, но и дома. Омара «Бомбино» рос среди пастухов и животных. В возрасте 12 лет его семья была вынуждена перебраться в алжирский городок Тамарассет. Там-то Омара впервые взял в руки гитару. Поскольку в те времена в Нигере гитара была запрещена, Омара постигал азы игры на гитаре в Алжире, где впервые услышал Джимми Хендрикса и других. Он знакомится с музыкантами и начинает кочевать по пустыне с группами сначала как повар, а затем и как певец. Омара объездил с гастролями Европу, Северную Америку, Японию, Южную Корею. И везде люди рукоплескали его сильному духу и грандиозному таланту песенника и виртуоза блюзовой гитары. Пришла очередь и нашему слушателю прикоснуться к этому чуду.

Anda Union (Внутренняя Монголия)

«Анда» в понятии монголов больше чем брат или побратим. В свидетели ритуала смешивания крови призывают само Вечное синее небо. Оно следит за тем, что у анды одни помыслы и речи на двоих. Ансамбль, образованный в 2001 году, не зря взял себе это древнее сакральное название. Сочетая монгольское культурное наследие хоомей (горловое пение), протяжное пение и музыкальные эксперименты, «Анда» объединяет различные традиции и стили музыки со всей Внутренней и Внешней Монголии и представляет их в новой уникальной манере. В своем творчестве группа придерживается традиций монгольской музыки, но в то же время создает стиль, который доступен для людей разных культур. Их музыкальные инструменты настолько же древние, насколько дорогие. Среди них морин и аман хууры, варган, хабтагай хэнгэрэг – перкуссия, дэнчиг, этил, шагай, тобшуур двух видов и деревянный духовой инструмент модон чор. «Анда» гастролировала более чем в 30 странах (США, Великобритания, Австрия, Австралия, Корея, Япония, Финляндия, Испания, Монголия, Гонконг, Макао и Тайвань). Их международные туры имели огромный успех. Благодаря творчеству группы о монгольской музыке не только узнали, но и полюбили ее тысячи людей по всему миру.

OPEN-AIR в этнографическом музее

Впервые фестиваль выходит на открытую площадку, в отличие от «главной сцены», она будет более экспериментальной, открытой для воплощения оригинальных музыкальных идей на основе народной музыки через призму современного электронного звучания. На OPEN-AIR сцене выступят группы из Бурятии «Галия» и «Урагшаа-этно», новую этноэлектронную программу представят Даша Баскакова и проект CISFINITUM из Москвы. Этноэлектронную тему продолжит французско-бурятское трио UULZALGA, наконец кульминацией станет выступление группы из Бразилии «BAIANASYSTEM» и финальную точку поставит группа из Африки «МOKOOMBA».

MOKOOMBA (Зимбабве)

Группа родом из области водопада Виктория, там живут люди народности Тонга. Почти все из них говорят на тонгийском языке, который не понимает большинство людей, населяющих Зимбабве.

Группа сочетает в себе традиционные и современные инструменты с богатой смесью ритмов и создает звук, объединяющий не только традиционную музыку Тонга, но и всей Южной Африки. Их уникальный стиль в значительной степени возник благодаря вокалисту Матиасу Музазе (Mathias Muzaza). Родившись в анголо-замбийской семье, Матиас всю свою жизнь путешествует по Южной Африке и впитывает все ее музыкальное наследие, которое и включает в свой репертуар. Неслучайно его называют ходячей музыкальной библиотекой южноафриканской песни. «Mokoomba» — это динамичный стиль, идеально подходящий, чтобы «зажечь» любой танцпол, а также более спокойные треки в стиле R&B, которые становятся еще выразительнее благодаря красоте голоса Музазы в сочетании с сильной инструментальной направленностью. В своих песнях группа рассказывает о социальных проблемах, пандемии ВИЧ, любви и жизни в Зимбабве, которой живет народ, решивший никогда не терять надежду.

UULZALGA (ФРАНЦИЯ — БУРЯТИЯ)

Электронные эксперименты музыкантов французской группы “Nojazz” с исполнителем традиционных монгольских эпосов Виктором (Одхон) Жалсановым.

BAIANASYSTEM (Бразилия)

BaianaSystem исследует новое звучание гитары Баийи (Baiia), одного из крупнейших штатов Бразилии, где лучше всего сохранились обычаи и культура африканских предков. Маленькая гитара, на которой играет лидер BaianaSystem, стала популярна на карнавалах Сальвадора, где также велико влияние культур не только Бразилии, но и Африки, и Ямайки. В руках создателя проекта Робертино Баррето этот инструмент гармонично сочетается с традиционной музыкой и с психоделией даба. Даб – музыкальный жанр, возникший в начале 1970-х на Ямайке, это экспериментальная разновидность регги. Музыкальные идеи даба дали рождение технологии и культуре ремиксов, а также повлияли на развитие новой волны и таких жанров, как хип-хоп, хаус, трип-хоп, драм-энд-бэйс. BaianaSystem имеет особый визуальный дизайн, который придумал и осуществил Филипе Карташу. Во всех материалах для группы Карташу использует свое искусство в качестве намека на популярные народные праздники Bahia, такие, как карнавал и другие уличные фестивали.

CISFINITUM (Москва)

На экспериментальной OPEN-AIR сцене фестиваля “Голос кочевников” в этнографическом музее 13 июля выступит Евгений Вороновский с проектом Cisfinitum, который всемирно известен в кругу ценителей жанра Dark Ambient, имеет обширную дискографию в Европе и США, участник многочисленных международных фестивалей. Автор музыки к театральным постановкам Владимира Епифанцева, Юрия Урнова и Анатолия Баскакова. Принимал участие в качестве аранжировщика и скрипача во многих известных российских рок-группах, среди которых можно выделить «Маша и Медведи», «Ночной Проспект», «Собаки Табака», Neutral и многие другие. Евгений Вороновский — один из самых ярких персонажей современного русского андеграунда. Выпускник Московской государственной консерватории, профессиональный скрипач, работавший в симфонических оркестрах, и автор экспериментальной шумовой музыки. Человек с абсолютным слухом, творящий радикальное искусство. Музыкальной сценой Вороновский себя не ограничивает, он сочиняет музыку к цирковым представлениям, к экспериментальному кино, к театру. Так, Евгений — автор музыки к нашумевшему спектаклю Владимира Епифанцева «Маяковский». На фестивале «Голос кочевников» Евгений представит свой проект Cisfinitum, а также совместную программу с Дарьей Баскаковой, подготовленную музыкантами во Франции и Черногории. Проект представляет собой мощный сплав из ритмов digital hardcore/breackore в исполнении Вороновского в окружении nintendo гаджетов и сэмплера Roland, и меланхоличного узнаваемого вокала Даши на французском и русском языках. Во второй половине 2012 года у проекта запланирован небольшой тур по клубам и танцполам Франции, ураганное звучание 8-битного drum'n'bass и байкальская романтика Даши Баскаковой не оставят равнодушными ценителей актуального и ультрамодного звучания.