Город на странную букву
Противоречивые — мягко сказано. Про столицу Бурятии в ней — пару строк припева, что-то вроде «любимый родной Улан-Удэ». И все. А в куплетах, сотканных на манер детских частушек, от имени незадачливого воздыхателя поется про некую рыжую девчонку, которая не оправдала надежд и к третьему куплету (вот незадача!) родила негра.
Еще дальше пошли анонимные авторы другого уличного гимна Улан-Удэ, гуляющего по просторам Интернета:
«Есть на свете город небольшой, славится он речкой Селенгой. Там каждый третий вор, бандит, там каждый день ты будешь бит…».
И концовка: «Ах, Улан-Удэ, любимый мой!».
Далее поется про то, как «тебя» (его) не только избитого, но и убитого, уносят на носилках. И «ты» (он), покидая белый свет, вспоминаешь о «городе своем родном»: «Ах, Улан-Удэ, любимый мой!».
В стиле рэпа написана и исполнена песня об Улан-Удэ загадочным «Guf»:
«Город на странную букву. Суета по утрам…».
Автор, сокрушаясь по невыясненному поводу и, мечтая выпить рому с кока-колой, подвел неожиданный итог своего бредового речитатива:
«Это всего лишь мои мысли, пара строк о городе, в котором обитают люди, замерзая в холоде».
Насчет холода сказано точно…
Всем встать!
Подобных песен с немотивированным упоминанием Улан-Удэ как далекого, таежного города, «куда нет пути и откуда нет возврата», наверное, немало — никто не считал. Странно другое — никто не считал, сколько точно было «правильных» песен про Улан-Удэ за всю его историю.
В управлении культуры администрации столицы Бурятии «МК» сообщили, что за весь советский и постсоветский период про наш город было написано где-то около 50 песен, может, больше, может, меньше. И лишь одной из них посчастливилось стать официальным гимном города.
Она так и называется — «Улан-Удэ» и была создана в 1966 году композитором Чингизом Павловым и поэтом Даши Дамбаевым. «Улан-Удэ, Улан-Удэ — моей Бурятии звезда», поется в ней. В ноябре 1999 года решением Улан-Удэнского городского совета сочинению был придан статус городского гимна.
Песня, однако, не стала по-настоящему народной и застольной. В отличие, например, от любимой всеми «Таежной, озерной…». Сейчас ее изредка можно услышать на официальных мероприятиях, проводимых городскими властями, и на открытиях-закрытиях пленарных заседаний Улан-Удэнского горсовета. Предписывается, что при первых же аккордах гимна все должны встать и снять головные уборы.
Не все песни под одной обложкой
Первая попытка собрать песни об Улан-Удэ под одной обложкой была предпринята в 2006 году силами двух библиотек — городской и Национальной, народного поэта Бурятии Баира Дугарова и управления культуры мэрии Улан-Удэ. Правда, в нее вошло всего 15 песен, написанных в разное время поэтами-профессионалами и любителями. Миниатюрное издание, посвященное 340-летию Улан-Удэ, умещалось в ладони взрослого мужчины. Сборник стихов и песен был издан тиражом в 1 тысячу экземпляров, поэтому тут же стал редкостью.
Среди авторов песен про Улан-Удэ были, пожалуй, самый лирический поэт Бурятии двадцатого века Владимир Липатов и известный бурятский композитор Владлен Пантаев — отец не менее известной нашей землячки, голливудской звезды Ирины Пантаевой. Она называется «Песня об Улан-Удэ» и сегодня не много найдется граждан, способных напеть ее мелодию, не заглядывая в ноты. И еще меньше — вспомнить хотя бы слова припева:
«Город мой, я с тобой навсегда.
«Да, да, да», — утверждает Уда.
Память лет о тебе дорога.
«Да, да, да», — говорит Селенга».
«Мой Улан-Удэ» — название другой песни о столице Бурятии, написанной Виктором Малдаевым. Автор музыки и слов взывает к родному городу с просьбой не бросить его в беде. И хотя песня от «корки до корки» посвящена Улан-Удэ, припев не избежал любовных мотивов к невыясненной женщине, встреча с которой на Селенге герою этой песни никогда не забудется.
Трудно удержаться, чтобы не процитировать пару фраз из произведения Малдаева:
«...И как всегда я без зонта.
И ни туда, и ни сюда!
На «Батарейке» я застрял.
И на «Саяны» не попал!
…Я часто в юности мечтал,
Чтоб центром Азии ты стал...».
О том же и даже сильнее мечтает сейчас руководство республики.
Леонид Дербенев и другие
Любопытно, что наш город воспевали в стихах и музыке не только местные авторы, но и известные советские поэты и композиторы-песенники. В вышеупомянутый сборник была включена песня, созданная маститыми авторами — Леонидом Дербеневым и Александром Флярковским. Композитор Александр Флярковский в 60-е годы приезжал в Улан-Удэ на встречу со студентами музыкального отделения педагогического училища. И, судя по всему, этот краткий визит в столицу Бурятии его впечатлил настолько, что даже вдохновил на создание песни об Улан-Удэ. История, к сожалению, умалчивает о происхождении тандема «Дербенев-Флярковский». Во всяком случае, составители так и не смогли ответить на вопрос «МК» о деталях написания песни «Улан-Удэ».
Мастерская рука поэта-песенника Дербенева чувствуется:
«Немало на земле красивых городов,
Но в каждом сердце свой любимый город…».
И в конце песни:
«Я в сердце берегу
Дома на берегу,
Что окнами глядят на Селенгу».
Впоследствии именно такая комбинация фраз из песни использовалась людьми в качестве эпиграфа к публицистическим работам об Улан-Удэ, возможно, не подозревая, кому эти слова принадлежат.
Другой не менее знаменитый в Бурятии тандем «Жалсараев-Андреев» — авторы «Таежной, озерной…», ставшей гимном Бурятии, — тоже создали песню об Улан-Удэ. Но, в отличие от «Таежной…», песня «Город мой — Улан-Удэ» не стала хитом:
«Городов больших, красивых много – Мне же дорог ты, Улан-Удэ…».
Грамота за лучшую песню
Мало кто знает, что самым первым поэтом, награжденным грамотой за лучшую песню про Улан-Удэ, был талантливейший поэт Бурятии Намжил Нимбуев. Его песня «Вечерний Улан-Удэ» на музыку не менее талантливого композитора Сергея Манжигеева отличалась особой поэтичностью:
«Город милый расцвечен огнями.
Песни тают вдали за Удой.
На проспектах девчата с парнями
Пляшут ехор вечерней порой».
Впоследствии Намжил Нимбуев написал еще одну песню об Улан-Удэ с индустриально-национальными мотивами. Музыку к ней создал наш современник композитор Виктор Усович.
«Мой город с каждым годом расцветает —
Тайга ворчит и пятится назад...
А в синем небе краны-работяги
Столпились в дружном ехоре своем…».
В 2005 году мэрия, от внимания которой не ускользнула народная тяга к созданию песен о столице Бурятии, решила провести конкурс на лучшую песню об Улан-Удэ с бюджетом 52 тысячи рублей. Тогда на конкурс было представлено 15 произведений как профессиональных сочинителей, так и любителей.
Лучшими были признаны три песни — «Солнечный город» (Пурбо Дамиранов, Владислав Тугдумов), «Город мой Улан-Удэ» (Лариса Санжиева, Людмила Кононова) и «Город в ночи» (Виктор Усович, Людмила Курочкина). Поощрительная премия была вручена за песню «Амар сайн, Улан-Удэ». Эти песни можно часто услышать на больших городских праздниках и на местных телеканалах.
— Это хорошо, что песни появляются, — говорит «МК» народный поэт Бурятии Баир Дугаров. — Хороший знак. У каждого поколения свои барды, свои композиторы и поэты-песенники. Это значит, что город имеет свою биографию в песнях, что люди, живущие в Улан-Удэ, по-настоящему любят его и посвящают ему песни.
Так и хочется продолжить словами Намжила Нимбуева из песни «Вечерний Улан-Удэ», талантливо уложивший в двух строчках сотни лет истории:
«Город древних, старинных преданий,
Город строек в космический век».
Или этим продуктом современного молодежного творчества:
«Две буквы «У», не спящий город…
Город, где рушатся мечты у молодых
И создаются новые, город близких,
город мыслящих, город ритма, молитвы и рифмы».