Чиновники считают, что снижение производства алкоголя почти на 30% за первое полугодие 2013 года связано с вытеснением легального алкоголя нелегальным.
Глава Бурятии Вячеслав Наговицын высказался за ужесточение мер к нелегальным производителям спиртного.
— Надо всем миром бороться с суррогатами, — призвал он.
Речь идет о нелегальных производителях спиртного — производителях браги и самогона, производство которого в регионе значительно выросло после того, как в 2013 году минимальная цена водки подорожала с 98 до 170 рублей. Учитывая, что цена сахара — основного составляющего самогона — за этот период осталась прежней, производство домашнего алкоголя стало еще более выгодным. Особенно активно самогоноварение растет на селе, причем сами сельчане в приватных беседах утверждают, что их самогонка наносит меньше вреда, чем купленное в магазине спиртное. Поскольку, в отличие от промышленного производства, она базируется на натуральном сырье — дрожжах, сахаре и ягоде. В то же время в самогонке много сивушных масел, вредных для здоровья.
Тем не менее самогонка имеет все же ограниченный круг потребителей. Что касается легального производства, то на снижение выпуска повлияли три основных фактора — удорожание алкоголя, уменьшение времени его продажи и ужесточение мер против автомобилистов, принимающих на грудь спиртное.
Недавно у знакомого автомобилиста со стажем отобрали права. Гаишники засекли его сразу же, как он отъехал от одного известного ресторана.
«Решить вопрос на месте» ему не удалось, полтора года будет ходить пешком.
— Больше рисковать не буду, — говорит он.
Впрочем, он отделался еще легко. С 1 сентября 2013 года вводятся новые драконовские штрафы за езду в нетрезвом виде — пойманных будут лишать прав на 2 года и вдобавок придется заплатить государству 30 тысяч рублей. При повторном нарушении — 50 тысяч рублей штрафа и три года хождения пешком. Отказ от освидетельствования грозит теми же санкциями. Поскольку активная часть населения все более автомобилизируется и много времени проводит за баранкой, вопрос пить или не пить становится весьма актуальным.
Однако не все считают, что политика устрашения приводит к результату.
— Важна не строгость наказания, а его неотвратимость, — считает улан-удэнский адвокат Павел Мальцев. — Какая разница, на полтора года или на два лишат прав, главное, чтобы каждый, кто садится за руль в подпитии, знал, что он лишится водительских прав на длительный срок. Однако у нас часто люди, обладающие властью и деньгами, уходят от наказания.
Тем не менее Мальцев согласился с тем, что общий настрой на борьбу с пьянством за рулем приносит свои плоды — охотников рисковать, употребляя за рулем спиртное, становится все меньше.
Дмитрий РОДИОНОВ.