Будем дружить домами

Эксперт: «К своему 250-летнему юбилею Институт пандито хамбо лам подошел обновленным, сильным и авторитетным центром духовной жизни бурятского народа»

На прошедшей неделе Бурятию посетила глава Российского императорского дома великая княгиня Мария Владимировна. Высочайший визит прошел в рамках юбилейных мероприятий, посвященных 250-летию Института пандито хамбо лам России.

Эксперт: «К своему 250-летнему юбилею Институт пандито хамбо лам подошел обновленным, сильным и авторитетным центром духовной жизни бурятского народа»
Фото: Герман Намжилов.

Великую княгиню в Иволгинском дацане принял XXIV пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев. Гостья осмотрела монастырь, встретилась с драгоценным телом Хамбо ламы Итигэлова. А на стадионе Сангхи России в ее честь были проведены национальные игры «Эрын гурбан наадан» и праздничный концерт.

О значении этого царственного визита в Бурятию «МК» беседует с журналистом, обозревателем, редактором газеты «Бурятия» Александром Махачкеевым, специализирующимся на буддийской теме и, в частности, взаимоотношениях БТСР с властными структурами РФ.

— Что, на ваш взгляд, стало главной особенностью визита?

— Главной особенностью визита в Иволгинский дацан, его духовным украшением стала церемония награждения, во время которой Ее Высочество лично вручила ордена и медали от Российского императорского дома буддийскому духовенству, главам ад-министраций районов Бурятии, меценатам сангхи России, а также победителям состязаний «Эрын гурбан наадан». Одна из наград, медаль «Юбилей всенародного подвига», имеет право передачи по наследству потомкам. Эти награды Императорского дома Романовых стали настоящей семейной реликвией, передаваемой по наследству из поколения в поколение.

Для бурятских буддистов высочайший визит Ее императорского Высочества Марии Владимировны Романовой в центр традиционного буддизма России — Иволгинский дацан стал историческим событием, восстановившим существующую на протяжении 250 лет связь Российского императорского дома с традиционным буддизмом России. Вы, наверное, заметили, что по этому поводу сказал Хамбо лама Дамба Аюшеев? Он сказал: «Для нас, буддистов, визит Ее Величества — это самый драгоценный подарок времени, подарок самой эпохи». И это прозвучало искренне!

— По оценкам специалистов, для руководства Буддийской традиционной сангхи России приезд главы Российского императорского дома имел еще и огромное символическое значение. Почему?

— Особые отношения русских царей с высшими буддийскими иерархами России имеют глубокую историю и даже личностную традицию. Первой официально признала буддизм в России Ее Величество Елизавета Петровна. Это было смелое решение в тех исторических условиях. Затем Великая Екатерина II дважды подтверждала указ своей предшественницы. В первый раз, издав указ об учреждении ею нового государственного поста, — в 1764 г. поста пандито Хамбо ламы Забайкалья и Восточной Сибири. И во второй раз, когда в 1769 г. Хамбо лама Дамба Даржа Заяев уезжал домой из Петербурга после завершения двухлетней работы комиссии по составлению «Нового уложения». Она даровала ему документ о том, что подтверждает его статус и желает дальнейшего распространения буддийского вероучения. Ну а в знак признания особых заслуг императриц перед буддизмом они были признаны божествами Белая Тара.

— Царское правительство неспроста стремилось наладить отношение с буддийской церковью…

— Да, как и маньчжурские правители Китая, царское правительство видело в буддизме удобное средство закрепления своих позиций в Забайкалье. С другой стороны, Санкт-Петербург видел опасность в связях бурятского духовенства с зависимыми от политики Китая религиозными центрами в Монголии и Тибете, и пытался всячески оградить от них. В формировании Института хамбо лам большую роль сыграло также желание сосредоточить власть в руках одного главного и лояльного к России иерарха. Так была достигнута задача подчинения буддийского духовенства, а вместе с ней и бурятского населения Забайкалья влиянию царского правительства.

— С тех пор одним из столпов идеологии сангхи и стало служение российскому государству в лице российских императоров, а ныне президентов Российской Федерации?

— Все верно! В настоящее время пандито Хамбо лама Аюшеев, как легитимный руководитель сангхи, объединяющей буддистов нескольких субъектов РФ, а не только Бурятии, официально представляет буддийскую церковь России в ее отношениях со светской властью. Хамбо лама является постоянным членом межрелигиозного совета при пре-зиденте РФ наряду с высшими иерархами других традиционных конфессий страны.

Позиции Хамбо ламы в буддийском сообществе России исключительно сильны, в том числе и потому, что его позиция во внешней политике сангхи полностью согласуется с политикой федерального центра. Курс на автокефальность, взятый сангхой, получил полную поддержку Москвы. Хочу привести еще одну цитату Аюшеева: «За 300 лет истории буряты доказали свою природу. Буряты имеют Институт пандито хамбо лам, никогда не проявляли антироссийских шагов. Еще Хамбо ламы Заяев и Итигэлов присягали императорам России».

Хочу особо подчеркнуть, что Буддийская традиционная сангха России активно участвует во всех сферах жизни народа. Это говорит о возросшем авторитете и влиянии высших буддийских иерархов на все стороны духовной и светской жизни этнической Бурятии. Столетия плодотворного сотрудничества с высшей государственной властью свидетельствуют и о высокой роли буддизма в духовной и социальной жизни в целом Российской Федерации, о чем свидетельствуют визиты пре-зидентов России в резиденцию пандито хамбо лам. Вывод, на мой взгляд, очевиден: к своему 250-летнему юбилею Институт пандито хамбо лам подошел обновленным, сильным и авторитетным центром духовной жизни бурятского народа.

— Спасибо за беседу!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру