Ну как же! Чиновник уходит с зарплаты в пару миллионов рублей. Причем — добровольно! А что оставил после себя, чьи права защитил в судах, что изменилось с нашими правами после учреждения должности, которая обходится налогоплательщикам в 4 миллиона рублей ежегодно — неясно.
В поисках ответа наткнулся на доклад уполномоченного, посвященный целому году его работы. Ничего особенного, кроме того, что с правами человека в нашей республике неважно — не любит наша власть ни человека, ни его права, о чем (в более изящной форме) и написал Иван Калашников. Местная власть формирует свои о нас отчеты перед Москвой в средних величинах. Если средняя по больнице температура 36,6, значит, порядок. Если в среднем уровень доходов соответствует путинским указам, значит, хорошо, если в среднем в каждой обеденной чашке есть мясо, овощи и фрукты, значит, живы будем — не помрем.
Вот эта страсть подгонять всех и всё под одну гребенку очень характерна нашей власти. Взять хотя бы тариф на капитальный ремонт, задранный выше всех в России, — до 7 рублей 70 копеек с квадратного метра в месяц. Один на всех — что для жителей трущоб, что для жителей новостроек. Справедливо? Вряд ли! Зато удобно чиновникам — не надо растрачивать энергию на администрирование тарифа. Ввел эти самые 7,70 куда надо, и собирай денежки. И получай зарплату…
А народ заволновался — стал проводить акции протеста, писать в газеты, требовать отставки Вячеслава Наговицына. Глава дрогнул и заявил на минувшей неделе, что тариф будет снижен и… дифференцирован, то есть продуман для каждого конкретного случая с учетом физического износа каждого конкретного многоквартирного дома. Вот это и называется — адресный подход, о котором так любят рассуждать власти.
Спросите, а при чем здесь уполномоченный по правам человека и его доклад? А вот при чем. Одна из глав годового отчета Ивана Калашникова посвящена нарушениям прав человека в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Омбудсмен сетует, что «принимаемые правительством Бурятии меры по оказанию гражданам финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг не способствуют… защите их прав и законных интересов». А всему виной — пресловутая уравниловка!
Люди знают, что в республике максимально допустимая доля расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг одна на всех и составляет не более 22 процентов в совокупном доходе семьи. Но мало кто знает, что в соседних регионах эта доля расходов дифференцирована в интересах граждан — в зависимости от доходов.
Это в Бурятии — 22 процента и точка, какой бы среднедушевой доход у льготника ни был. Иван Калашников пишет: «Однако данная мера социальной поддержки мало ощутима для граждан, имеющих небольшие доходы. Для среднедушевого дохода в 15 тыс. руб. расходы на оплату коммунальных услуг в размере 22% могут быть и не слишком ощутимы, а для имеющих доход 5 тыс. рублей в месяц это серьезный удар по кошельку». И — далее: «Необходимо установление дифференцированного регионального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг».
«Необходимо дифференцирование». Кому он это прокричал? Кто-нибудь его слышал? Наговицын — услышал?
Республиканская власть знает об этом давно — она в курсе, что можно было бы подойти индивидуально (адресно) к социально незащищенной категории граждан. Но ей лень, она не любит человека и еще меньше она любит его права.
Доклад между тем «висит» себе на официальном сайте органов государственной власти Бурятии — там же, где находится страничка главы региона Вячеслава Наговицына, частенько впадающего в политиканство.
«Заслуживает внимания опыт других регионов, — говорится между тем в докладе уполномоченного. — Например, в Калужской области региональный стандарт установлен в размере 15% — при среднедушевом доходе семьи ниже или равном величине прожиточного минимума на душу населения; 19% — при среднедушевом доходе свыше величины одного прожиточного минимума. В Кемеровской области региональный стандарт в совокупном доходе для семей со среднедушевым доходом составляет до одного прожиточного минимума — 5%; от 1 до 1,5 прожиточного минимума — 7%; от 1,5 до 1,8 прожиточного минимума — 9%; от 1,8 до 2 прожиточных минимумов — 11%; от 2 до 2,5 прожиточного минимума — 13%; от 2,5 до 3 прожиточных минимумов — 15%; более 3 прожиточных минимумов — 17%. В Иркутской области — та же картина. Там дифференциация начинается с 16, а заканчивается 22 процентами. У нас же эти 22 процента (максимум!) установлены для всех, невзирая на кошелек».
Спасибо Ивану Калашникову — честно написал и сделал правильный вывод. А результата нет, потому как знания эти не стали достоянием гласности, не упали семенем в почву общественного недовольства, не вызвали чувства протеста и не подвигли власть к действию. А, стало быть, грош цена такой работе. И такой власти, которую обязательно надо подталкивать!