Где в Бурятии можно купить квартиры и телевизоры по смешным ценам, и стоит ли игра свеч?

Далеко не все люди, взявшие кредиты в банках, выплачивают их вовремя

Причина банальна — нехватка денег. Как правило, за большие долги у подобных горе-заемщиков забирают квартиры, машины, технику, мебель и даже посуду, включая ложки и вилки. К сожалению, в Бурятии — впрочем, как и в других регионах России — такая практика с каждым днем становится все привычнее.

Далеко не все люди, взявшие кредиты в банках, выплачивают их вовремя

Невидимые наручники

Схема действий здесь довольно проста. Руководствуясь решением суда или актами других уполномоченных органов, судебные приставы возбуждают исполнительное производство о взыскании задолженности и издают соответствующее постановление, с которым знакомят неплательщика. Если в течение пяти дней после этого он не примет никаких мер, чтобы погасить ее, будет задействована «тяжелая артиллерия». Служители закона арестуют денежные средства человека, а при неимении таковых — иное его имущество. Правда, предварительно должнику дадут возможность заявить ходатайство с перечнем того, на что следует обратить взыскание.

— Затем проводится оценка имущества. Она особенно важна, когда речь идет о недвижимости, ценных бумагах, имущественных правах, драгоценных камнях и металлах, коллекционных денежных знаках, а также имеющих историческую или художественную ценность предметах, — пояснили корреспонденту «МК» в пресс-службе УФССП РФ по РБ.

Чтобы определить стоимость отдельной вещи, судебные приставы используют специальную формулу. Ее лучше пояснить на конкретном примере. Возьмем два одинаковых телевизора марки «Phillips» — «бэушный» 2006 года выпуска, который забирается у должника, и новый 2014 года выпуска, который продается в магазине. Допустим, стоимость второго равняется 10 тыс. рублей, но за 1 год эксплуатации снижается на 10% (а за 8 лет — на 80%). Выходит, что красная цена старенькому «зомбоящику» — всего 2000 рублей. Да и то при наличии пульта и техпаспорта и отсутствии царапин и потертостей.

Взыскателя не устраивает оценка, проведенная судебным приставом? К делу привлекается независимый эксперт одной из специализированных компаний, с которой у УФССП заключено соглашение. А после того, как решатся все вопросы, связанные с определением стоимости, наступит следующий этап.

УФССП по РБ изымает имущество и, опять-таки издав соответствующее постановление, передает его ТУ Росимущества в РБ для реализации. Она осуществляется двумя способами. Залог, недвижимость, ценные бумаги, имущественные права, дебиторскую задолженность и имущество стоимостью более 500 тысяч рублей выставляют на торги, а все остальное — на комиссию. Особый статус товара определяет и особый характер торговли.

— Наряду с нами продажей занимаются специализированные организации, которые отобраны на конкурсной основе — ООО «Риндар» и ООО «Байкал-Консалтинг» (у первой имеется магазин, а у второй склад. — «МК»), — подчеркивает заместитель руководителя территориального управления Росимущества в Республике Бурятия Дмитрий Грудинин.

Раз, два, три… продано?

Торги необходимо провести в течение двух месяцев после того, как их организатор получил имущество на реализацию. Не менее чем за 30 дней до «даты икс» ведомство или его «помощники» публикуют извещение о том что будет пускаться с молотка в Интернете и печатных СМИ. А управление федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия размещает эту информацию на своем официальном сайте в соответствующем разделе.

Теоретически товар всегда находит своего покупателя, а вот практически — нет. И если, например, арестованную квартиру не продадут с первого раза, ее начальная цена снизится на 15%, а если и со второго — на 25%. Именно по такой цене недвижимость предложат приобрести взыскателю. В случае отказа ее вернут должнику, попытавшись выявить у него другую собственность. При отсутствии оной исполнительный лист торжественно вручат все тому же взыскателю. Повторно предъявить этот документ он может только спустя шесть месяцев.

ФАКТ. По состоянию на 1 ноября 2014 года в Республике Бурятия должникам возвращено 38,8% от общей стоимости арестованного имущества на сумму около 423,6 млн. рублей.

Между прочим, до начала торгов у человека есть в запасе около двух недель, чтобы погасить задолженность. Тогда имущество на абсолютно законных основаниях снимается с реализации, освобождается от ареста и передается владельцу. Никакой коррупцией, заверяют эксперты, здесь даже не пахнет.

 

С молотка или молотком?

Поскольку приобрести арестованное имущество на торгах может любое заинтересованное лицо, счастья решил попытать и корреспондент «МК». Сначала я приехала в специализированную организацию ООО «Байкал-Консалтинг», что расположена по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Борсоева, 33а, офис 209. Но едва успела переступить порог кабинета, как сидевший там сотрудник заявил:

— Покупать квартиру с молотка я вам не советую.

— Почему? — совершенно искренне удивилась «покупательница».

И услышала интереснейший рассказ. Суть его сводится к следующему: погоня за дешевой недвижимостью чревата долгими хождениями по мукам, а, точнее, по судам (от арбитражного до верховного), во время которых ее новый владелец будет выяснять отношения со старым. Между тем взыскатель (то бишь банк), уже получивший от победителя торгов свои денежки, может благополучно самоустраниться.

История одной из жительниц нашего региона — яркое сему доказательство. В мае 2013 года женщина приобрела на торгах арестованную квартиру. Внезапно суд собрался отменить ранее принятое решение об обращении взыскания на нее. Правда, тут банк пошел до победного конца, отстояв свои интересы и интересы покупателя. Тем не менее прежняя хозяйка жилища пыталась оспорить сделку, а когда попытки не увенчались успехом, отказалась освободить его. И сделала это, только стребовав с нынешней хозяйки 30 тысяч рублей (якобы за евроокна и прочие удобства). Таким образом, решение суда о выселении из жилого помещения начало действовать не в мае, как предполагалось, а лишь в октябре.

А вот свидетельство о собственности на квартиру было зарегистрировано уже в августе. И потому новой владелице пришлось оплачивать долги за коммуналку, заботливо оставленные старой в придачу «к евроокнам и прочим удобствам». Иного выхода не оказалось — с одной стороны близилась зима, с другой — сыпались претензии ресурсоснабжающих организаций. Итог печален: недвижимость обошлась женщине не в 1 млн. 870 тыс. рублей, а в гораздо большую сумму. О том, сколько было пролито слез и вымотано нервов, умолчим.

— Вообще у нашей организации есть определенная схема работы, — продолжает сотрудник ООО «Байкал Консалтинг». — Когда появляется заявка, мы звоним судебному приставу и спрашиваем, надлежащим ли образом он ознакомил должника со всеми постановлениями. А уже дождавшись подтверждения и передачи имущества, организуем и проводим торги.

В свою очередь, победитель торгов платит деньги, которые перечисляются взыскателю, и получает имущество. И когда из этой цепочки выпадает хоть одно звено, она сразу рассыпается. Не секрет, что должники имеют обыкновение скрываться от приставов. А потому вторые просто-напросто не могут ознакомить первых с постановлениями хоть каким-то образом (не говоря уж о надлежащем), но утверждают обратное (неприятности на службе не нужны никому).

Однако тайное здесь чаще всего становится явным: неплательщик заявляет о своей неинформированности и пытается оспорить сделку. Если ему это удается, суд признает постановления незаконными, а торги — даже проведенные по всем правилам — недействительными. Банк, как правило, самоустраняется и на заседания не является (только изредка строчит отписки). Именно такая история приключилась с другим жителем нашего региона. Свои деньги парень «догоняет» до сих пор.

— ДЕЛО В ТОМ, ЧТО все процессуальные документы судебный пристав направляет заказной почтой по адресу, который указан в исполнительном листе. При получении такой корреспонденции должник считается надлежащим образом уведомленным о планируемом аресте имущества. Если же он не явится на место исполнительных действий, эта процедура состоится в присутствии понятых. Кстати, доля торгов, отмененных по причине ненадлежащего уведомления, очень мала (всего 1-2%).

Пребывая в легком обалдении от услышанного, я все-таки решила взглянуть на график торгов 2014 года, любезно распечатанный сотрудником ООО «Байкал-Консалтинг». Из него следовало, что ближайшие торги (заявки и задатки на которые принимаются со 2 по 17 декабря) пройдут 22 декабря в 14.00. Лот №1 — 2 комнаты общей площадью 31, 55 кв.м в трехкомнатной коммуналке (г. Улан-Удэ, ул. Ключевская), начальная цена — 966 тыс. 450 рублей. Лот №2 — комната площадью 27,95 кв.м (там же), начальная цена — 827 тыс. 900 рублей. Лот №3 — земельный участок площадью 1100 кв.м (с. Кабанск, ул. Полевая), начальная цена 191 тыс. 207 рублей. И, наконец, лот №4 — земельный участок площадью 946 кв.м + двухэтажное здание кафе площадью 1070 кв.м (г. Улан-Удэ, ул. Литейная), начальная цена 4 млн. 645 тыс. 276 рублей.

— Вас что-нибудь заинтересовало?

— Пока нет, — заявила я. — А у вас есть на продажу другое имущество? Например, бытовая техника?

— Если раньше, пару лет назад, на складе что-то было — телевизоры, холодильники, микроволновки — то сейчас вообще ничего нет… Вещи арестованы, но пока не изъяты и не переданы нам. Видимо, приставы просто-напросто не хотят конфликтовать с должниками…

— В марте 2014 года в законодательство об исполнительном производстве были внесены изменения, согласно которым при задолженности менее 3 тысяч рублей судебный пристав не арестовывает малоценное имущество должника. Кроме того, неплательщик может самостоятельно продавать описанную собственность, если ее рыночная стоимость не превышает 30 тысяч рублей. Именно поэтому до принудительной реализации доходит только 1/3 арестованного имущества.

…Клятвенно пообещав зайти накануне следующих торгов, отправляюсь на разведку в специализированную организацию ООО «Риндар», которая находится по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Строителей, 42.

Телек за 700 целковых

Навигатор на телефоне упорно отказывается показывать место, где, по слухам, продают дешевую посуду, мебель, холодильники и прочие товары народного потребления. Но благодаря подсказкам сердобольных прохожих уже через пятнадцать минут я стою возле небольшого здания с заветной вывеской. А еще через минуту оказываюсь внутри магазина, который принадлежит ООО «Риндар».

Первое, что бросается в глаза, — разнообразная одежда (от носков до пуховиков), развешанная на стенах и разложенная на полу и прилавках. Но, как поясняет неприветливая продавщица, к арестованным вещам она никакого отношения не имеет. Да и, согласно законодательству, иметь не может. Местные жители поговаривают, что сей товар завозится оптом из Китая. Видимо, отсюда и низкие цены: те же джинсы стоят всего около 300 рублей.

Совсем другое дело — бытовая, цифровая и компьютерная техника, расставленная на столах. «Вся она «бэушная», арестованная», — рассказывают одному из покупателей. Это подтверждают и наклеенные сверху квитанции, где указаны должник, взыскатель и дата ареста. Однако сказать, что ассортимент таких вещей небогатый — значит, не сказать ничего. Корреспондент «МК» насчитал лишь «чертову дюжину»: утюг (500 руб.), роутер (500 руб.), монитор (2500 руб.), планшет (3000 руб.), телевизор (700 руб.), клавиатура (250 руб.), радиотелефон (300 руб.), сотовый телефон (300 руб.), системные блоки (2500 руб. и 3000 руб.), DVD-проигрыватель (500 руб.), зарядное устройство (100 руб.) и неопознанный прибор (400 руб.). То ли все имущество продали, то ли не все передали магазину — шут его знает. Правда, есть еще одно предположение — товар настолько быстро раскупается «своими», что просто не достается массовому потребителю.

Между тем необходимую вещь и подробную информацию о ней (в том числе стоимость и характеристику) можно найти на официальном сайте управления федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия http://r03.fssprus.ru в разделе «Арестованное имущество на реализации», вбив название в поисковую строку. А затем дождаться, когда товар поступит в продажу, приехать и купить его — причем за наличные.

Но, приобретая, например, «бэушную» стиральную машинку, стоит помнить, что она находилась в употреблении собственника. А, значит, могли истечь сроки гарантии или пропасть документы, подтверждающие гарантию. Поэтому до совершения сделки внимательно осматривают вещь и оговаривают ее недостатки. И уже сам человек решает дилемму «брать или не брать» этакого кота в мешке. Предпочтя первый вариант, он должен быть готовым к возможной «головной боли». И это суровое правило, сами понимаете, касается не только стиральных машинок.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 10 декабря 2014

Заголовок в газете: Халява, сэр!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру