Зачем в Улан-Удэ 95 процентов управляющих организаций лишили лицензии

На прошлой неделе столица Бурятии отметилась беспрецедентными волнениями в среде работников жилищно-коммунального хозяйства

На прошлой неделе столица Бурятии отметилась беспрецедентными волнениями в среде работников жилищно-коммунального хозяйства
Николай Павлюк

Последовавшие затем заявления и выступления официальных и неофициальных лиц, а потом отмена первоначальных результатов комиссии не объяснили, однако, с какой целью в небольшом Улан-Удэ надо было устраивать прецедент российского масштаба.

В Улан-Удэ не нашлось хороших «управляшек»

Как можно судить из официальных документов, введение процедуры лицензирования в масштабах страны имело цель повысить эффективность работы управляющих организаций. Еще точнее — превратить организации, выполняющие сегодня работы по уборке придомовой территории, ликвидации аварий и подготовке жилфонда к отопительному сезону, в действительно управляющие организации, коими на сегодня они, к сожалению, не являются. Управление домом, как толкует закон, это полная ответственность за дом и за тех, кто в нем живет. Это не только сбор денег за услуги ресурсоснабжающих организаций, но и разбор претензий по поводу того, почему вместо горячей воды бежит холодная, а вместо холодной не бежит ничего. Это выявление тех квартир, у кого нет индивидуальных приборов учета, и взыскание с этих собственников соответствующих платежей, работы по энергосберегающим программам, озеленению придомовой территории, обустройству детских площадок, получению доходов с рекламных конструкций и прочее, что есть в других городах, но нет в Улан-Удэ.

Лицензирование должно было выявить лучшие управляющие компании и назвать худшие, но одинаково побудить и те, и другие изменить подходы к своей работе. Ожидаемые планы, что все пройдет без сучка и задоринки и управляющие организации Улан-Удэ в благодарность за их былые заслуги автоматом перейдут в новый статус, как это было уже не раз, неожиданно спутал выскочивший, как черт из табакерки, глава республиканской жилищной комиссии Николай Павлюк. Он не только не выделил среди местных тружеников ЖКХ лучших, но и убедил лицензионную комиссию, что таковых в Улан-Удэ нет вообще. Первоначально комиссия решила не давать лицензии никому и вернуть ситуацию на рынке в первоначальное состояние, то есть выставить все многоквартирные дома Улан-Удэ на конкурс (а это около 3 тыс. зданий) и по каждому дому провести конкурс на выбор управляющей компании.

Без права на сбор платежей

Благодаря сенсационному решению лицензионной комиссии с 1 мая весь жилой фонд Улан-Удэ формально должен был остаться без обслуживания своих управляющих организаций, поскольку без лицензии по закону они не имели права ни работать, ни получать за эту работу оплату. Однако ничего этого не произошло. Большинство улан-удэнцев, движимые многолетней привычкой до 10 числа каждого месяца рассчитываться по счетам, пошли и оплатили услугу управляющей организации, которая формально уже не была их управляющей организацией. С уверенностью можно сказать, что если ситуация затянется еще на многие месяцы, в жизни города это ровным счетом ничего не изменит: люди будут платить тем же самым ООО, а ООО будут делать минимум работ и называть себя управляющими организациями.

Когда несколько лет назад Сергей Супоня довел до банкротства управляющую организацию «Эталон-С» и создал ООО с тем же названием, большинство собственников огромного жилмассива этого даже не заметили. Потому что в новой организации директором вновь стал Сергей Супоня, в ней каким-то чудесным образом оказались те же самые машины, компьютеры и табуретки, а самое главное, право требовать многомиллионные долги с того же самого населения. Никаких договоров на управление теми же жилыми домами директор нового ООО «Эталон-С» не заключал, а значит, и требовать платы за свои услуги ни с кого не имел права, но люди исправно платили, не подозревая, что платить по закону совершенно не обязаны.

Как Рузавин проиграл Павлюку

Собирался ли молодой глава республиканской жилищной инспекции Николай Павлюк на самом деле совершить революцию в сфере улан-удэнского ЖКХ, вопрос риторический. Лишив лицензий практически все работающие на рынке управляющие организации, включая предприятия действующих депутатов Улан-Удэнского горсовета, Павлюк не мог не понимать, что идет ва-банк, автоматически становясь звездой эфира, экрана и газетных страниц. Прецедентов по лишению всех работающих управляющих организаций лицензии в России еще не было. Ведь провести задуманные конкурсы по определению управляющей компании для каждого из 3 тысяч улан-удэнских домов — дело весьма трудоемкое и хлопотное.

Едва назначенный на пост главы жилищной инспекции, Николай Павлюк был замечен в весьма активной защите интересов собственников жилья. В феврале этого года жилищная инспекция даже подала иск в суд на ОАО «Читаэнерго» по вопросу начисления ОДН в многоквартирных домах, чем вызвала бурю восторга у простого населения. Если вспомнить, что многочисленные предшественники Николая Павлюка вообще никак не отметились на этой должности, обладающей шикарными возможностями для пиара, то очевидно, что Павлюк, пришедший к руководству инспекцией в 2012 году, совершенно точно выстроил стратегию собственной внутрибюрократической борьбы, столь активизировавшейся в республике с отставкой Гершевича и ожидаемыми перестановками в правительстве.

В марте этого года Вячеслав Наговицын озвучил планы по ближайшему реформированию республиканских структур, в частности, о слиянии республиканской службы по Госстройнадзору (глава — Николай Рузавин) и республиканской государственной жилищной инспекции, находящихся ныне в одном здании. В сложившихся обстоятельствах, в вопросе, кто из двух руководителей — Николай Рузавин или Николай Павлюк — возглавит новое ведомство, очевидно, что выбор должен пасть на последнюю кандидатуру.

Успешный «министр» Бурятии?

По сравнению с тем, как ведет себя 54-летний глава Госстройнадзора Николай Рузавин, работа Павлюка выше всяких похвал, хотя реальных ее результатов, возможно, и не будет. В данном случае они и не нужны, если на чашу весов положить такие популярные ныне показатели, как открытость ведомства, частота упоминания в СМИ и узнаваемость чиновника среди народных масс. Очевидно, что по всем этим критериям Николай Павлюк далеко обогнал Николая Рузавина. Кроме того, все понимают, что новый глава объединенного ведомства должен одинаково умело орудовать кнутом и пряником в отношении тружеников ЖКХ, к которым формально новая власть никакого отношения давно не имеет.

Если во времена ЖЭУ все знали, что на плохую работу сантехника можно пожаловаться напрямую мэру и эта жалоба подействует, сегодня эта схема практически не работает. Если раньше, для того чтобы подготовить город к празднику, достаточно было бросить клич, сегодня все по-другому. В новых экономических условиях человека, нашедшего общий язык с управляющими организациями, можно расценивать на вес золота. Неизвестно, как у Павлюка получится орудовать пряником, но то, что размахивать кнутом этот человек умеет, убедились все. Это значит, что Николай Павлюк сможет не просто возглавить ведомство, а возглавлять его весьма успешно. Предположим, что Вячеслав Наговицын, как хороший игрок, выдержит небольшую паузу и отдаст объединенную структуру никому неизвестному дотоле Николаю Павлюку.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №20 от 13 мая 2015

Заголовок в газете: Павлюк из табакерки

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру