ЕГЭ: то, что есть на самом деле
Невозможно не заметить, что с каждым годом технические условия приема выпускных экзаменов в школах становятся все строже, средств на это дело тратится все больше. Дети должны сдавать экзамены не в той школе, где они учатся. Впервые в этом году сдают экзамены в чужой школе не только 11-классники, но и 9-классники. Плюс к этому все они пройдут через «глушилки» сотовой связи, металлодетекторы, видеокамеры, которые, в отличие от прошлых лет, в этом году применялись повсеместно. 85 процентов экзаменов в школах Улан-Удэ проходят в режиме «онлайн», 15 процентов — в режиме «офлайн», то есть в записи. Идея состоит в том, чтобы дети могли показать те знания, какие у них есть на самом деле.
Истина состоит в том, что чем строже условия приема ЕГЭ, тем ниже знания. Особо это заметно в сфере физико-математического образования, где прошедшая в этом году республиканская олимпиада показала, что средний тестовый балл по математике составил 43,58, а по физике — 40,02. По сравнению с прошлым годом, количество неудовлетворительных баллов по математике уменьшилось на 4,2%, по физике увеличилось на 15,94%. При этом каждый третий экзаменуемый не приступил к выполнению части «С» по математике (36,91%) и по физике (30,73%).
Своеобразным выходом можно считать дифференцированный подход к нынешнему ЕГЭ, когда ученик имеет право выбирать уровень сложности предстоящего экзамена. Например, в ЕГЭ по английскому языку в этом году добавлена устная часть, так называемое «говорение», в ЕГЭ по русскому языку — сочинение. Математика также разделена на два уровня сложности: математику «для жизни» и математику для тех, кому она нужна будет в высших учебных заведениях.
Золотые медали потеряли свой вес
Второй год как в стране не выдают серебряные медали — с введением ЕГЭ они потеряли свое былое значение. Золотые медали (в этом году по городу — 73) по-прежнему присуждаются в том случае, если за все годы обучения в аттестате ученика выставлялись одни «пятерки». Поскольку теперь для приемных комиссий вузов имеют значение только результаты ЕГЭ, золотая медаль практически не может ни на что повлиять. Хотя в некоторых вузах, где, помимо результатов ЕГЭ, учитывается средний балл аттестата, эта медаль еще может пригодиться.
Все муниципальные школы — на равных условиях
Острая нехватка мест в муниципальных школах, куда каждый год поступают учиться все большее количество первоклашек, а новые школы если и строятся, то не в дополнение, а взамен старых, вынудила городские власти навести здесь элементарный порядок. С нового учебного года большинство школ, многие годы находившиеся на особом положении, такие, как лингвистическая гимназия №3, Бурятская гимназия №29, политехнический лицей №27, вновь обязаны принимать детей, живущих на их микрорайоне, хотя пока речь идет только о первоклассниках. По закону все муниципальные школы, финансируемые за счет бюджета, должны в обязательном порядке принимать на обучение детей своего микрорайона. Освобождаются от этой обязанности только те школы, кто финансируется из республиканского бюджета и имеет какой-то особый профиль работы — с одаренными детьми, имеющими отклонение в здоровье и прочее.
Экспорт педагогов как лучшая оценка
В минувшем учебном году систему муниципального образования покинуло сразу два известных руководителя — многолетний директор школы №49 Казимир Иванов и директор гимназии №14 Наталья Митряева. Но если отставка первого сразу же повлекла за собой разговоры о приближающихся кадровых перестановках, уход со своего поста Натальи Митряевой был вызван полученным приглашением возглавить образовательный центр в Москве. Остается добавить, что за последние годы в столицу нашей родины были приглашены бывший завуч улан-удэнской гимназии №33 Елена Петряева, бывший директор прогимназии №108 Улан-Удэ Наталья Шадрина, бывший зампредседателя комитета образования Улан-Удэ по экономике Елена Бондаренко и другие. Массовый отток из Бурятии таких специалистов свидетельствует либо об острой нехватке на российском образовательном пространстве кадров, либо о высоком уровне наших достижений в этой области, а скорее — о том и о другом одновременно.