Праздник непослушания

Версия «МК»: как на самом деле снимали Матвея Гершевича

Ориентировочно 19 июня конференция местного отделения «Единой России» назовет двух кандидатов от партии на вакантный пост спикера республиканского парламента.

Версия «МК»: как на самом деле снимали Матвея Гершевича
Борис Ботоев.

Выборы председателя должны состояться 30 июня на сессии Народного Хурала. Напомним, кресло, которое полтора срока занимал экс-прокурор Бурятии Матвей Гершевич, осиротело, и сегодня, будучи не занятым, представляет собой волнительный приз в борьбе за власть местных элит и групп влияния. Кто в этой борьбе одержит победу, того и должность.

Между тем «МК» стали известны неожиданные подробности подковерной борьбы, развернувшейся за отставку тогда еще действующего председателя Народного Хурала Бурятии Матвея Гершевича. История эта хотя и прошлая, но проливает свет на нынешние и будущие обстоятельства.

Так вот, вопреки общему представлению о кажущейся хаотичности процессов, приведших к вопросу об отставке спикера, мы были свидетелями очень даже просчитанной и спланированной многоходовой операции по переделу власти в законодательном собрании региона.

Если вы помните, вопрос о недоверии Матвею Гершевичу на сессии Народного Хурала поднял представитель фракции КПРФ, молодой депутат Баир Цыренов. Трудно представить причины, по которым бы правящая, многочисленная и самодостаточная «Единая Россия» пошла на поводу у коммунистов, тем более, у самого юного и неопытного из них. Из этого можно сделать вывод, что некая серьезная группа влияния в Народном Хурале, чтобы отвести от себя подозрения, вложила в уста коммуниста идею об отставке Матвея Гершевича. С третьего раза, но Матвея Гершевича удалось отправить на заслуженный отдых.

Понятно, что подобный акт единодушия мог произойти лишь при одном условии: если бы «Единая Россия», контролирующая большинство в региональном парламенте, и администрация главы Бурятии, ответственная за внутреннюю политику, с самого начала недооценили последствия подобного демарша. Либо позволили этому произойти. Так оно, похоже, и произошло.

По данным источника «МК», в действительности никаких тайных переговоров с депутатами до исторической сессии НХ РБ ни аппарат БРО «Единой России», ни ответственный за внутреннюю политику руководитель администрации главы Бурятии Петр Носков не проводили. Фронда в Хурале оказалась в положении детей из любимой детской сказки Сергея Михалкова «Праздник непослушания», рассказывающей о том, как в одном городе все родители временно оставили непослушных детей одних и что из этого вышло. Да и вброс в СМИ информации о закулисных уговорах о поддержке Матвея Гершевича, якобы проведенных Петром Носковым и аппаратом БРО «ЕР» с каждым из депутатов, — не более чем спектакль, разыгранный самими же парламентариями для Москвы, чтобы составить мнение, будто в Бурятии все запущено, и местное руководство совсем не контролирует ситуацию.

Здесь необходимо отметить, что «партийная дисциплина» для депутатов Народного Хурала, во многом обязанных своему нынешнему статусу именно «Единой России» и именно административному ресурсу, не пустой звук. Если бы за день или даже в день голосования было принято соответствующее решение фракции, вопрос о недоверии спикеру парламента не был бы даже включен в рабочую повестку сессии, не говоря уже о самом импичменте. Иначе по результатам электронного голосования (а оно «прозрачное») фрондерам не поздоровилось бы.

Но поскольку никакого официального решения фракция «Единой России» по ситуации со спикером не принимала, то и «разбора полетов» тоже не было. Что касается Матвея Гершевича, то, как известно, заявление о своей отставке он написал под давлением собственных амбиций — самостоятельно, решив проверить степень своей популярности среди коллег. А в этом случае ему никто не указ, ни партия, ни Носков, ни даже Наговицын.

Тем не менее пока за всех «отдувается» ответственный «за Хурал» Петр Носков. Причем незаслуженно. Без благословения Носкова не получает путевку в жизнь ни один из официальных кандидатов на должность главы районной, сельской или поселковой администрации, а тем более кандидаты в депутаты регионального парламента от правящей партии. Такова логистика формирования органов представительной и муниципальной власти в любом субъекте федерации, стремящегося к стабильности, и этому трудно возразить. Парламент должен быть, прежде всего, работоспособным органом, а не только «местом для дискуссий». И персональную ответственность перед главой Бурятии за это несет, в том числе, Петр Носков. Однако, учитывая факты, у нас нет оснований считать, что чиновник прокололся.

Что в итоге? Парламент хоть и коллективное эго, но у него есть те же характерные черты, что и у личного — потребность в конфликтах, сторонниках и врагах, потребность иметь больше, быть правым и делать других неправыми (Экхарт Толле). А потому не случайно, что за этим конфликтом всплыли конкретные имена — проще говоря, кандидаты на вакантную должность председателя Народного Хурала.

Среди них чаще всего называются наиболее вероятные претенденты Цыденжап Батуев и Борис Ботоев, участие которых в последних политических событиях следовало бы признать успешным: Матвей Гершевич как никак повержен!

Поскольку ни один из них до сего дня не заявил самоотвод, в отличие от Бато Семенова, можно сделать вывод, что борьба за спикерство развернется именно среди этих двух аксакалов бурятской политики.

Но вот должность спикера, по всей видимости, достанется бывшему министру юстиции Борису Ботоеву, как человеку с блестящей карьерой чиновника федерального уровня, не отягощенному синдромом неудачника и политического реваншизма. Напомним, тот же Бато Семенов не раз пытался покорить политический олимп в схватке с экс-президентом Бурятии Леонидом Потаповым, но безуспешно. Тем более Борис Ботоев имеет репутацию государственника и человека, склонного к компромис-сным решениям. Что является обязательным условием для выхода из нынешнего политического кризиса.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру