Мы рядом

Чем отличается русская школа Улан-Батора от лучших школ Бурятии

Современный монгольский алфавит, так же как и бурятский, основан на кириллице, поэтому первые ощущения туристов в Монголии удивительны: все вывески и объявления написаны русскими буквами, а что написано — непонятно.

Чем отличается русская школа Улан-Батора от лучших школ Бурятии
Самая большая статуя Чингисхана.

Зато русская речь для большинства монголов старше пятидесяти хорошо понимаема. Привычна картина, когда, услышав знакомые слова, к вам буквально на шею из подворотни кидается монгол неопределенных лет с явными намерениями дружить.

Но если мы все еще думаем, что монголам надо учиться у нас, удивительное заключается в том, что в области образования уже нам впору поучиться у монголов. Воспользовавшись приглашением видных монгольских товарищей, группа журналистов из Бурятии, Иркутской области и Забайкальского края отправилась в путь, чтобы своими глазами увидеть, чем русская школа Улан-Батора отличается от лучших школ Улан-Удэ.

В одной из монгольских школ обязательным элементом формы является красный галстук.

Проходя по Великому Хуралу и случайно заглянув в конференц-зал, где по какому-то поводу депутаты собрали монгольских школьников, мы заметили, что все дети сидели в школьной форме. Рядом со входом находилась группа девочек, одетая в форму советских лет, — коричневые платья, белые фартуки, белые воротники — манжеты и красные галстуки. На наш вопрос «это пионеры?», представители пресс-службы пояснили, что это не пионеры, просто в этой школе принята такая форма. Во всех школах Улан-Удэ тоже введена форма, но красных галстуков в обязательном ношении нет нигде.

Наша делегация посетила ОРОС-3, или «третью русскую школу» (орос — на монгольском означает русский), как ее здесь все называют. Всего до 90-х годов таких школ в Улан-Баторе было 12. Сегодня это единственная в Улан-Баторе оставшаяся с советских времен школа, где преподавание ведется на русском языке. Хотя школа славится своими результатами, ошибки встречаются даже там, где их быть не должно. К примеру, на вывеске «литературная гостиная» слово гостиная написано с двумя буквами «н», а в поздравлении ученику 12 класса — победителю олимпиады по химии вместо «по техническому профилю» написано по «технической профили».

Учащиеся третьей русской школы.

Хотя ОРОС-3 — государственная школа, ее финансирование из бюджета составляет только 28%. Остальное — деньги родителей. Годовая стоимость обучения — около 2 млн. тугриков, что в переводе по текущему курсу равно где-то 50 тыс. рублей. Эти средства позволяют администрации, к примеру, построить в школе дополнительный этаж, открытие которого состоялось в феврале этого года.

В Улан-Удэ не построен не только ни один дополнительный этаж (заявленный при Айдаеве проект арочных крыш на детских садах так и не реализовался), за всю постсоветскую эпоху в Улан-Удэ не появилось ни одной частной школы, хотя родители, которые в состоянии платить за детей, в наличии имеются, и, более того, уже давно платят. Но вместо того, чтобы узаконить то, что есть, т.е. оплачиваемое обучение, сделать этот процесс прозрачным и платить с него налоги, как в Улан-Баторе, наша власть превратила школы в блатные. Лишь в этом году власти заявили о намерении вернуть наши элитные школы в былой ранг обычных муниципальных школ, сделав исключение для двух городских школ — Российской гимназии №59 и школы №21 «Байкальская перспектива». Здесь за особые условия обучения будет введена частичная родительская оплата.

Если образование Бурятии начало вводить новую систему оплаты труда с 2008 года, то в ОРОС-3 эта система зависимости зарплаты учителя от качества обучения существует уже 20 лет. Если средняя зарплата учителя Бурятии — около 26 тысяч рублей, то ОРОС-3 декларирует цифры в 2 раза большие. Наиболее ценным специалистам, как, например, хореограф, в ОРОС-3 готовы платить и 100 тыс. рублей в месяц. Правда, в администрации школы пояснили, что здесь действует не только система высоких зарплат и поощрений, на которых тратится 84% бюджета школы, но и система наказаний, снятие процентов с зарплаты за однократное опоздание на урок, незаполнение журнала, нарушение трудовой дисциплины, неудовлетворительные результаты детей и так далее и тому подобное.

Стенд в ОРОС-3, посвященный 70-летию Великой Победы.

Если в школах Улан-Удэ систему заключения договоров между школой и родителями ученика начали вводить только с прошлого года, то в ОРОС-3 — очень давно. В договоре прописаны все нормы и правила обучения и поведения, благодаря чему при высоком конкурсе здесь нет и не может быть наркоманов, хулиганов и двоечников. Как нам сообщили, за всю историю школы не было и ни одного случая судебного разбирательства с родителями учеников.

Если в школах Бурятии электронные дневники и журналы только появляются (в гимназии №14), то в ОРОС-3 без них уже не представляют учебного процесса. Нашей делегации продемонстрировали, зачем нужен электронный журнал, куда каждый день учитель заносит отметки таким образом, что исправить их или вписать задним числом новые уже нельзя. Оценки за конкретную тему, четверть, полугодие и год в ОРОС-3 выводит не учитель, как в улан-удэнских школах, а программа. Причем проверочные тесты по каждому предмету составляет опять же не учитель, который ведет предмет, а другие учителя. Похожие тесты выкладываются на школьном сайте, где все желающие, включая родителей, всегда могут их посмотреть и самостоятельно проверить свое чадо.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру