Мировой пожар раздули

По предварительным данным, ущерб от лесных пожаров уже превысил 5 миллиардов рублей

Бурятские власти продемонстрировали абсолютное бессилие перед огненной стихией. Надежда на авось (ливневые дожди, привычные для этого времени года) не оправдалась, забайкальская тайга, начав полыхать еще в первых числах июля, горит до сих пор, вяло реагируя на запоздалые попытки усмирить стихию.

По предварительным данным, ущерб от лесных пожаров уже превысил 5 миллиардов рублей
Один на один с огненной стихией.

По состоянию на 17 августа в Бурятии действовало 46 лесных пожаров на площади около 100 тысяч гектаров, хотя именно этот понедельник министр МЧС России Владимир Пучков обозначил днем победы над апокалипсисом.

Всего, по оперативным данным, с начала пожароопасного периода в республике зарегистрировано 1388 очагов на общей площади свыше 445 тысяч гектаров. Для примера: за весь 2014 год было обнаружено 1254 пожара на площади 105 тысяч га, еще меньше в 2013 году — 696 пожаров на площади 21 тыс. га.

Поскольку лес вокруг Байкала все еще горит (наиболее сложная обстановка складывается сейчас в Баргузинском, Курумканском, Прибайкальском, Северобайкальском и Хоринском районах), у стихии есть все шансы перешагнуть рекордную в истории региона отметку — 500 тысяч гектаров уничтоженного огнем леса. По самым минимальным расчетам, ущерб от пожаров уже превысил 5 миллиардов рублей и продолжает расти.

Дым в каждый дом

Невольными свидетелями стихии в эти несколько дней были жители Улан-Удэ и гости столицы: дым от пожаров Прибайкалья проник в каждый дом. По данным санитарных служб, в городе наблюдалось превышение предельно допустимых концентраций по диоксиду азота в 1,1-1,3 раза, а по взвешенным веществам и того больше — в 2,2-2,4 раза. Как следствие — участились случаи заболеваемости граждан. Только за минувшие выходные в связи с ухудшением здоровья по причине высокой задымленности в учреждения здравоохранения обратилось 26 человек.

Заметим, что нынешний лесопожарный период проходит в крайне неблагоприятных климатических условиях — жаркой, преимущественно солнечной погодой с сильными, порой ураганными ветрами, и отсутствием осадков, о чем, к слову, не раз предупреждали бурятские синоптики. Что касается причин возникновения практически всех пожаров, то эксперты сходятся в одном мнении — пресловутый человеческий фактор. Безответственное, наплевательское отношение жителей Бурятии к угрозе возникновения пожаров стало главным фактором, повлиявшим на количество лесных пожаров. Поджигателями могли стать как грибники, ягодники и охотники, небрежно обращающиеся с огнем в пожароопасный период, так и люди, проводившие бесконтрольные сельскохозяйственные палы. А после за дело бралась погода. За считанные минуты и часы огонь распространялся на тысячи гектаров иссушенной палящим солнцем забайкальской тайги.

Ситуация осложняется тем, что большинство действующих пожаров находятся в труднодоступной гористой местности, в связи с задымленностью зачастую невозможно использовать авиационную технику.

Мастер-ломастер

Впрочем, человеческий фактор сработал дважды. Первый раз, когда из искры брошенного окурка или незатушенного кострища разгорелось пламя. Второй — когда ответственные за лесопожарную обстановку органы власти проявили преступную халатность. Характерный пример. Вечером 23 июля на территории Баянгольского участкового лесничества в Баргузинском районе в местности, которую не назовешь труднодоступной, обнаружен лесной пожар на площади 150 гектаров. Ответственным за тушение очага был назначен мастер леса этого же лесхоза. Однако мер к тушению пожара принято не было, мастер леса на вверенной ему территории так и не появился. В результате к 13 августа, то есть три недели спустя, площадь пожара увеличилась до 6,6 тысячи гектаров. Как сообщили «МК» в прокуратуре Бурятии, по данному факту возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ. Это первое уголовное дело, возбужденное по мотивам огненного апокалипсиса.

Война – войной, отпуск по расписанию

Не с лучшей стороны показали себя и республиканские и муниципальные органы власти. К примеру, в Баргузинском, Кижингинском, Курумканском и Прибайкальском районах Бурятии местными комиссиями по ЧС полномочия по привлечению дополнительных сил и средств «исполнялись ненадлежащим образом», при том, что на подобный случай у чиновников имелись мобилизационные планы. Открой — и действуй!

Однако самым вопиющим фактом безответственности стали случаи самоустранения первых лиц районов от возложенных на них задач. Из-за чего на местах фактически некому было координировать деятельность по тушению лесных пожаров. Например, глава наиболее пострадавшего, Прибайкальского, района Геннадий Галичкин ушел в отпуск 15 июля. Поскольку сами главы не отзывались, пришлось принимать решения об отзыве их из отпусков.

Геннадий Галичкин

О том, кто где был и чем занимался в дни лесных пожарищ, еще только предстоит выяснить. Но уже сейчас известно, что немало высокопоставленных чиновников, мягко говоря, отсутствовали не только в самые горячие для Бурятии дни августа, но и накануне стихии, когда можно было не допустить разрастания выжженной территории.

В разгар стихии, 3 августа, ушел в отпуск председатель оперативного штаба по борьбе с лесными пожарами правительства Бурятии Александр Чепик, функции которого по координации сил и средств пожаротушения распоряжением Вячеслава Наговицына после 10 августа были переданы другому зампреду — Николаю Зубареву.

Александр Чепик
Николай Зубарев
Вячеслав Наговицын

По сведениям «МК», сам Вячеслав Наговицын в июле тоже был в отпуске — отдыхал на Черноморском побережье. В эфире местного телевидения глава Бурятии впервые появился лишь 15 августа.

Просил – не дали!

Между тем выяснилось, что бывшему теперь уже руководителю республиканского агентства лесного хозяйства Алексею Щепину действовать приходилось в условиях дефицита средств. Алексеем Щепиным, назначенным Наговицыным «главным стрелочником», не раз направлялись письма в правительство РБ о необходимости выделения финансовых средств на защиту леса от пожара из средств республиканского резервного фонда по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Денег ведомство не получило. Зато фонд охотно выделял средства на визит в Бурятию главы императорского дома великой княгини Марии Романовой, на поддержку КВН, на организацию гастролей Спивакова и так далее и тому подобное.

По сведениям «МК», для финансирования мероприятий по профилактике и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций правительством Бурятии был направлен запрос о выделении денежных средств из резервного фонда РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Однако наши чиновники не смогли доказать нужду почти в 800 миллионах рублей. Министерство финансов и МЧС России и не отказывали — финансовые документы с расчетами эти ведомства неоднократно направляли в правительство Бурятии на доработку. Но местные власти не справились с задачей — не смогли или не захотели. В результате сумма запрашиваемых средств, необходимых для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, была сокращена Москвой с 758 до 237 миллионов рублей. В конечном итоге поступило лишь 160 миллионов, республиканский бюджет выделил 10, хотя финансирование мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций является прямой обязанностью органов госвласти Бурятии.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру