Прокуратура Бурятии потребовала демонтировать 40 уличных рекламных конструкций, установленных в нарушении закона

Баннеры на перекрестках оживленных дорог провоцируют дорожно-транспортные происшествия

Прокуратура Бурятии провела выездные проверки по соблюдению в Улан-Удэ федерального законодательства, регулирующего порядок размещения средств наружной рекламы.

Баннеры на перекрестках оживленных дорог провоцируют дорожно-транспортные происшествия
Ул. Кирова, "Удинский пассаж".

В ходе рейда сотрудники надзорного органа выявили более 40 незаконно размещенных рекламных конструкций и десятки фактов других нарушений, результатом чего стало представление на имя сити-менеджера столицы Бурятии Зандры Сангадиева. Главе администрации предложено принять меры к устранению нарушений и привлечь виновных к ответственности.

Обязанность блюсти требования законодательства в сфере наружной рекламы закреплена за комитетом по архитектуре, градостроительству и землепользованию администрации Улан-Удэ. Однако, как вынуждена констатировать прокуратура Бурятии, полномочия эти комитетом «надлежащим образом не исполняются», что видно невооруженным глазом. Рекламные конструкции натыканы где попало и как попало в самых неожиданных, неподходящих и даже опасных для этого местах, включая оживленные перекрестки. Ими как новогодняя елка игрушками увешаны центральные здания административного центра, зачастую без разрешения или (в лучшем случае) с нарушениями требований закона и ГОСТа. Нагляднее всего недостаток архитектурного контроля над эстетическим обликом столицы Бурятии демонстрируют примыкающие друг к другу торговые центры «Удинский пассаж» и «Гэлэкси». Вот уж где царят смешение стилей и отсутствие чувства меры.

Ул. Балтахинова, "Гэлэкси".

Разрешение на установку рекламной конструкции выдает комитет по архитектуре и градостроительству. Он же (комитет) выдает и предписания на демонтаж незаконно установленной рекламы. Но если в первом случае чиновники действуют охотнее (госпошлина от согласования одной рекламной конструкции составляет 5 тысяч рублей, которые идут в местный бюджет), то во втором случае (выявление нарушений и административные меры воздействия на нарушителей) все гораздо сложнее.

Как отмечает прокуратура, рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. Однако повсеместно на территории Улан-Удэ отмечаются факты либо самовольного размещения наружной рекламы, либо с вопиющими нарушениями требований ГОСТа. Поскольку меры по демонтажу «левой» продукции часто не принимаются, выгоду имеет кто угодно, но не муниципальный бюджет.

Только в ходе одного общегородского рейда прокурорами было выявлено свыше 40 незаконно размещенных рекламных конструкций. Причем не где-то на окраинах города, а в самых оживленных его местах. Среди типичных нарушений — так называемые стрит-баннеры, размещаемые индивидуальным предпринимателем на опорах контактной сети, расположенных на магистральных улицах, мостах и развязках. Использовать для рекламы опоры контактной сети (линий электропередач) запрещено федеральным законом, о чем органам местного самоуправления внятно сообщалось в предписаниях прокуратуры начиная с 2013 года. Местные власти делали вид, что реагировали на сигналы надзорного органа и даже штрафовали нерадивого собственника стрит-баннеров. Собственник выплачивал штраф, но конструкции не снимал. Возможно потому, что сумма санкций несоизмеримо мала по сравнению с той выгодой, которую он получал за рекламу. Дошло только сейчас. По свидетельству очевидцев, в новогодние праздники спецбригада демонтировала стрит-баннеры, в частности, со столбов на Удинском мосту. Однако подобный вид нарушений распространен по всему Улан-Удэ. Стрит-баннеры можно увидеть на столбах, «подведомственных» МУП «Управление трамвая» и «Горсвет», по улицам Николая Петрова, Балтахинова, Бабушкина, на проспекте Автомобилистов, мостовых транспортных развязках по улице Ербанова, Борсоева, проспекте 50-летия Октября, улице Трубачеева.

Впрочем, не только владелец стрит-баннеров часто остается глух к требованиям надзорных органов. Практика нереагирования присуща и другим индивидуальным предпринимателям. «Предписания об устранении выдаются, а демонтаж незаконных рекламных конструкций не производится», — говорят в прокуратуре. Например, до настоящего времени не демонтированы средства наружной рекламы, размещенные на зданиях торговых центров «Удинский пассаж» и «Гэлэкси», предписания об удалении которых выдавались еще в 2014 и 2015 годах.

Более 3 лет используются рекламные конструкции по улице Шумяцкого (поворот на призывной пункт) и на пересечении улиц Борсоева и Куйбышева. Требования комитета по строительству Улан-Удэ о демонтаже были удовлетворены заочными решениями Октябрьского районного суда в апреле 2012 года. Комитет не проконтролировал, как следствие — реклама висит.

Лишь в ходе прокурорской проверки собственник демонтировал рекламную конструкцию по улице Кабанская при въезде в город, тогда как срок исполнения предписания, выданного комитетом в связи с ее эксплуатацией в отсутствие разрешения, истек еще в июне 2013 года.

На момент проверки не демонтирована рекламная конструкция, расположенная на пересечении улиц Куйбышева и Толстого, разрешение на ее установку было выдано компании «Практик» в 2006 году сроком на 5 лет. Сама конструкция, позже сменившая собственника, установлена с грубым нарушением требований ГОСТа (расположена над проезжей частью автомобильной дороги вблизи пешеходного перехода и светофорного объекта).

К слову, масса нарушений зафиксирована при размещении наружной рекламы вдоль автомобильных дорог в тех ситуациях, когда баннеры откровенно мешают безопасности дорожного движения — загораживают дорожные знаки, светофоры и даже отвлекают внимание водителей, что особенно чревато на оживленных перекрестках. Статистику аварийности из-за рекламы, конечно же, никто не ведет. Но и спорить с тем фактом, что она отвлекает водителей, вряд ли кто-то будет.

Наиболее распространенный вид нарушений — несоблюдение расстояния между отдельно размещенными на одной стороне дороги средствами наружной рекламы, которые должны составлять от 30 до 150 метров в зависимости от площади рекламных объявлений. В Улан-Удэ баннеры висят гораздо ближе друг к другу. Там, где, условно говоря, допускается две конструкции, размещено десять. Подобную россыпь конструкций можно видеть на самых оживленных перекрестках и улицах Улан-Удэ.

Горожане, возможно, и не догадываются, но размещение рекламных конструкций ближе 25 метров от остановок тоже запрещено. Однако — висят! В частности, на остановках общественного транспорта «Русский драматический театр», «Элеватор», «Аквабур» и многих других местах. Список нарушений можно продолжать…

Заметим, что в 2014 году, вопреки требованиям закона, средства местного бюджета на демонтаж рекламных конструкций не выделялись. В 2015 году на эти цели было предусмотрено 385 тысяч рублей. На эту сумму был произведен демонтаж 25 рекламных конструкций, расположенных, правда, в сотых кварталах. Центра города эти мероприятия по причинам, о которых можно только догадываться, не коснулись. Несмотря на то, что расходы в конечном итоге должны компенсировать в бюджет нерадивые владельцы рекламных конструкций, комитет по архитектуре и градостроительству не очень-то и стремился взыскать деньги в пользу муниципальной казны. Во всяком случае, счета на оплату затрат по демонтажу, транспортировке и хранению наружной рекламы были выданы лишь 2 владельцам конструкций. Прокуратура констатирует, что подобное отношение к обязанностям «влечет неэффективное использование бюджетных средств».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №4 от 20 января 2016

Заголовок в газете: Опасная реклама

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру