К примеру, практически достигнутая в 2012 году между правительством Бурятии и южнокорейской компанией «Чунчеон Дакгалби» договоренность о строительстве в Селендуме птицефабрики мощностью 60 миллионов яиц в год по неясным причинам пошла прахом.
Уже тогда потребность Бурятии в яйце оценивалась в 182 миллиона штук исходя из годовой нормы потребления — 200 яиц на одного человека.
Возможно, этим объясняется желание министерства экономики не обнародовать раньше времени планы строительства под Улан-Удэ птицефабрики яичного направления — чтобы не сглазить. Хотя, по сведениям «МК», на этот раз помимо острого желания у министерства появились инвесторы, готовые вложить в яичное производство немалые деньги. Что мы имеем в этой сфере сейчас?
Анализ рынка свидетельствует, что промышленного производства мяса птицы в регионе как не было, так и нет. Если не считать те 60 тонн, которые поставляются на прилавки с небольших фермерских подворий при годовой потребности Бурятии в 26 тысяч тонн.
Ожидалось, что нынешней весной в Селенгинске начнется строительство бройлерной фабрики (крупнейшей на востоке страны) стоимостью 7 миллиардов рублей и объемом производства около 22 тысяч тонн куриного мяса в убойном весе. Учитывая уровень потребления в Бурятии этого недорогого диетического продукта, который республика завозит откуда придется, строительство фабрики удовлетворило бы потребность региона практически в полном объеме. Но вот незадача! Возведение ее, предусмотренное планами государственно-частного партнерства, осуществляемого некоммерческой организацией «Фонд развития моногородов» совместно с «Бурятмяспромом», никак не начинается! Хотя старт строительству был дан еще летом 2014 года. Тогда в Селенгинске с участием министра сельского хозяйства и продовольствия России прошла торжественная церемония закладки символического камня в основание будущей птицефабрики. Но поскольку никаких официальных заявлений об отказе реализации проекта не прозвучало, будем считать, что старт этот просто затянулся. И республика рано или поздно получит свою бройлерную птицефабрику.
Не лучшим образом обстоят дела и с производством яиц. Бурятия закрывает собственные потребности в этом недорогом, доступном и диетическом продукте всего на одну треть. Чуть больше 60 миллионов штук мы производим сами, а 120 миллионов (а то и больше) завозим из других городов России, включая соседнюю Иркутскую область. Доходит до курьезов!
Пользуясь нашей нуждой, поставками яиц в Бурятию занимаются все кому не лень. В декабре прошлого года в поселке Таксимо Муйского района был зафиксирован факт выгрузки 1080 штук куриных яиц производства СХП ЗАО «Владимирское» Красноярского края без ветеринарных документов. Яйца предназначались индивидуальному предпринимателю для продажи.
В ноябре того же года в омских СМИ появилась новость, растиражированная затем в республике: «Узнав, что Бурятия испытывает дефицит яиц и овощей собственного производства, губернатор Омской области Виктор Назаров поручил региональному минсельхозпроду проработать вопрос о поставке в республику продукции птицеводства. Сейчас Бурятия вынуждена завозить куриные яйца из соседних регионов и даже государств». Здесь же сообщалось, что в Омской области объем производства яиц превышает 600 миллионов штук. У нас — 60!
Планы отвоевать у рынка привозной продукции птицеводства еще хотя бы 10 процентов к тем 30, которые имеются, озвучил не так давно министр сельского хозяйства Бурятии Даба Чирипов, не уточнив, правда, за счет чего именно. Но вряд ли он имел в виду вышеупомянутых инвесторов, поскольку обсуждаемая сейчас в кабинетах минэкономики РБ вероятность строительства новой птицефабрики под Улан-Удэ гораздо внушительнее этих десяти процентов.
А чего мелочиться-то? Особенно, если учесть такой замечательный фактор, как безвизовый режим с Монголией, весьма ожививший сферу торговли. Среди прочих продуктов питания граждане соседней страны охотно и помногу закупают в наших магазинах и оптовых организациях продукцию птицеводства — «наши» яйца пересекают границу Монголии миллионами!
Главным производителем яиц в Бурятии пока остается Улан-Удэнская птицефабрика, которой к своему 50-летию удалось модернизировать производство, в том числе за счет средств республиканской целевой программы «Развитие птицеводства в РБ на 2013-2015 годы». Здесь было увеличено поголовье продуктивных птиц, закуплено импортное оборудование. Ставилась задача выхода предприятия на производство до 60 миллионов яиц в год. То есть те же 60, пусть и с хвостиком, в виде еще 5 миллионов яиц в год, производимых «Птичьим двориком» — фермерским хозяйством в Селенгинском районе Бурятии. И совсем чуть — в колонии-поселении №3, где нынешней весной приобрели около 2 тысяч кур-несушек. Эта мини-ферма обеспечивает теперь половину потребности учреждений УФСИН в курином яйце.
Из ведомственной программы минсельхоза Бурятии: «Птицеводство является одной из важнейших отраслей сельского хозяйства, призванной обеспечить население диетическими продуктами питания: яйцом и мясом птицы, характеризующимися большим содержанием белка животного происхождения при низкой калорийности. В общем объеме потребления белка белок мяса птицы и яиц составляет более 27 процентов.
Постоянно растущий спрос на мясо птицы и яйца объясняется как их потребительскими свойствами, так и низким уровнем потребительских цен по сравнению с другими видами животноводческой продукции».
Кто бы спорил!