В Бурятии зарождается российская школа обработки «китайского камня»

Новая отечественная отрасль демонстрирует успехи

Для фабрики по переработке нефрита ООО «ТД «Ориентал Вэй» в Улан-Удэ Новый год по лунному календарю — уже второй в ее истории. Встретить приближающийся Сагаалган-2017 коллективу предприятия есть чем.

Новая отечественная отрасль демонстрирует успехи
На третьем этаже фабрики разместились просторные аудитории.

В 2016 году фабрика переработала около 255 тонн нефрита-сырца, часть из которого была продана за границу, около 28 тонн — на внутреннем рынке России. В бюджет и внебюджетные фонды поступило более 12 миллионов рублей налоговых платежей. И это только начало.

Для чего это нужно

В регионе с богатейшими нефритовыми залежами, известными еще со времен Фаберже, никогда не было производства по переработке нефрита.

ООО «ТД «Ориентал Вэй» — первое подобное предприятие не только в Бурятии, но и в России. Происхождение ее — как естественная реакция на спрос: если в республике добывается нефрит, то где-то обязательно должна быть фабрика по его переработке, поскольку это и экономически выгодно, и практически обосновано.

Как правило, сортовой нефрит, который можно продавать без дополнительной обработки, составляет не более 15 процентов от общего объема добычи. Остальная масса, извлеченная из богатых скальных пород северных районов Бурятии, до сих пор оставалась в отвалах, поскольку нуждалась в переработке и обогащении. Только дополнительная его переработка позволяет достичь товарных свойств, пригодных для отгрузки потребителям в России и за рубежом.

При грамотном построении бизнеса переработка несортового нефрита способна заметно увеличить экономическую эффективность отрасли в целом, чем пару лет назад и озадачилось руководство «Забайкальского горнорудного предприятия», и на чем строится теперь сотрудничество между недропользователями и переработчиками. «ЗГРП» добывает нефрит-сырец, а фабрика придает ему товарные свойства. Результат налицо: за полтора года на предприятии переработано около 380 тонн нефрита. Бурятия в виде налогов извлекла доход из того, что в прежние годы считалось никому ненужной рудой.

Как это работает

Директор по производству ТД «Ориентал Вэй» Сергей Суетин рассказывает «МК», что переработка нефрита лишь на первый взгляд кажется простой задачей: отсек лишнее — и готово!

На самом деле здесь множество нюансов и деталей, увидеть, изучить и понять которые — значит, достичь мастерства в древнейшей профессии камнереза.

— Убираем все лишнее, оставляем то, что является нефритом, — делится подробностями Сергей Суетин. — Удаляем так называемые вмещающие породы, скарны, корки, участки с дефектностью. Это и называется обогащением нефрита. Если раньше такой низкосортный камень отправлялся в отвалы, то теперь мы доводим его до качества товарной продукции.

«Мы» — это относительно небольшой коллектив и здание общей площадью 3,4 тысячи квадратных метров, расположенное недалеко от центральной ГАИ. Прошлым летом здание фабрики подросло еще на один этаж, спроектированный и построенный под аудитории для теоретической подготовки специалистов-камнерезов. Масштабные преобразования произошли и «внизу» — в производственных цехах. В конце минувшего года здесь установлено новое оборудование, которое, как уверяет Сергей Суетин, «значительно повысит эффективность работы».

— Это ленточные пильные станки, как горизонтальные, так и вертикальные, — продолжает экскурсию директор по производству. — Мы уже их установили, запустили, сейчас они работают в тестовом режиме. От новых станков меньше шума и пыли. Использование нового оборудования приведет к уменьшению производственных потерь и к улучшению условий труда.

Заметим, что мощности «Ориентал Вэй» позволяют обрабатывать до 300 тонн нефрита-сырца в год. Недостатка в сырье не предвидится, как, впрочем, и в спросе на обогащенный нефрит, из которого изделия получаются такими же красивыми, но относительно недорогими.

— Мы научились достаточно хорошо обогащать несортовой нефрит в товарную продукцию, имеющую спрос на рынке, — говорит Сергей Суетин.

Кто этим занимается

Несмотря на длительную историю освоения нефритовых залежей Бурятии, этот поделочный камень по большому счету всегда оставался для нас «чужим».

Сделать его «своим» и была призвана первая в России фабрика по переработке нефрита. А начинала она этот путь с приглашения мастеров из Китая, которым отводилась ключевая роль — роль наставников. Китайские умельцы обучали нефритовой грамотности молодых людей из числа жителей Улан-Удэ, кои (что характерно) никогда до этого не имели никаких дел с камнем.

Фабрика по обработке нефрита.
Нефрит, добываемый в карьерах, доставляется на фабрику.

— У нас такой подход: набираем людей, которые не работали с камнем. Зато их не надо переучивать, в отличие от мастеров, уже наработавших свой стиль и навыки, их можно научить правильной технологии работы с нефритом.

Сергей Суетин рассказывает, что нанятые работники уже набрались опыта, овладели тонкостями профессии и обращаются с камнем почти наравне с китайскими коллегами. Это значит, что фабрика нацелена на исполнение той задачи, которую озвучил председатель совета директоров АО «ЗГРП», известный российский бизнесмен, участник списка «ФОРБС», основатель и глава международной инвестиционно-промышленной компании «Ви Холдинг» Виталий Мащицкий: «Наша цель — создание собственной национальной отечественной отрасли по добыче и переработке нефрита для продвижения готового товара на экспорт, — говорил он летом 2015 года, будучи с визитом в Бурятии. — Это вполне достойная и хорошая задача».

— На фабрике постепенно, но верно создается своя российская школа по работе с нефритом, — подводит предварительные итоги Сергей Суетин. — В ее стенах создана настоящая ремесленная школа, в специально оборудованных классах китайские и российские наставники обучают учеников всем тонкостям профессии. Теория и практика дают отличный результат! Идет процесс накопления знаний, методик для будущих учебных пособий, и все это — без отрыва от производства.

А значит, можно смело говорить, что в Бурятии формируется первая когорта специалистов новой и уникальной для России профессии, зарождается российская школа обработки нефрита.

Властям на заметку

Заметим, что нефрит в Советском Союзе был известен как недорогой поделочный камень.

Изделия из него пользовались популярностью, и, если хорошо поискать, поделки из нефрита можно найти в комодах наших бабушек и дедушек. Когда СССР приказал долго жить, распалась и система «Союзкварцсамоцветы», рухнул спрос, как следствие, упала и добыча нефрита, надолго постигшего забвение.

Поэтому вполне резонен вопрос, который «МК» адресовал руководству «Ориентал Вэй»: а делают ли на фабрике украшения из нефрита, то есть предметы искусства для потребителей?

— Наши специалисты, конечно же, могут делать бусы, браслеты, кабошоны, другие подобные изделия, — говорит Сергей Суетин. — Но такое производство требует значительных затрат, в том числе — по времени, и пока не может быть массовым.

И охотно пояснил:

— Сейчас фабрика настроена на изготовление заготовок, а конечными поделочными изделиями и украшениями по кооперации могли бы заняться малые и семейные предприятия и артели, тем самым создавая дополнительные рабочие места и увеличивая налоговые поступления в казну.

Не исключено, что такая возможность будет изучена республиканскими органами власти. Предложение интересно еще и тем, что решает сразу несколько задач помимо занятости, семейного ремесленничества и налоговых платежей. Нефрит, как камень, добываемый в Бурятии, мог бы стать еще одним туристическим брендом республики за Байкалом. Но уже не как «криминальный нефрит», а как произведение национального искусства. Мастерами, слава богу, наша земля по-прежнему богата!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №9 от 22 февраля 2017

Заголовок в газете: Без отрыва от производства

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру