Горстка нарядно одетых людей докладывала главе государства, что счастье есть

Чего не увидел и не услышал Владимир Путин в деревне Черемушки

Два часа по федеральной трассе от Улан-Удэ, потом от указателя еще 1,9 км по проселочной дороге, и вас встречает радужная деревянная вывеска в стиле музейного декора «Черемушки», приглашающая всех воочию убедиться, что чудеса на свете случаются.

Чего не увидел и не услышал Владимир Путин в деревне Черемушки

От черного пепелища, торчащих страшных труб по всей улице и прочего хлама, оставшегося после пожара 28 апреля этого года, не осталось и следа, словно пожара здесь никогда и не было. 15 новеньких, сооруженных из огнестойкого газобетона, аккуратненьких домиков, выстроенных строго по красной линии. Крашенные свежей краской одинаковые заборы, ровнехонькая песчаная дорога, через каждые десять минут специально для гостей орошаемая поливочной машиной, чтобы не было пыли.

В домиках — евроремонт, стеклопакеты, современные двери и такие электрические мощности, что позволяют при желании провести и благоустройство. Помимо домиков в каждой ограде — баня, сарай и туалет. В ограде ветерана Великой Отечественной войны Ивана Голощапова, куда намечалась экскурсия для пре-зидента страны, — крошка из белого мрамора. Помимо всего этого сооружены колодец, две новехонькие теплицы, стоят баки для воды, две сияющие чистотой тачки, крашеный палисадник и даже клумбочки с цветами. В бане — новенькая современная печка, пахнущие свежей стружкой полки. На крыльце дома гостей встречает сам ветеран. Чтобы получить полное впечатление от всего произошедшего, Иван Тимофеевич чистосердечно приглашает всех желающих пройти внутрь, где тоже все новое — холодильник, кровать, диван, комод, новая кухня и стол, а на столе — новый чайник.

Когда жизнь можно начинать заново

— Живу в Черемушках 42 года, никогда таких пожаров с нами не было, а здесь случилось, — начинает рассказ 94-летний Иван Голощапов. — Средь бела дня запахло дымом, был очень сильный ветер, до 30 метров в секунду. Я ходил по огороду, убирался, вдруг на моих глазах вспыхнула крыша моего дома, потом у соседей. Единственное, что я успел — вынести сумку с документами. Все сгорело буквально за 15 минут. Примчавшиеся пожарные пытались лить воду, но было уже поздно. Я остался стоять посреди улицы в рабочей одежде и с сумкой в руках. К нам сразу приехали МЧС, другие службы, медики. Помогали волонтеры, лесники, кого только тут не было. Особая благодарность главе нашего поселения Оксане Тришкиной, которая с самых первых минут пожара неразлучно была с нами, как с детьми малыми. Кому на турбазе в Гремячинске выделили места для проживания, а у меня в Черемушках дочь с зятем, поэтому я отсюда никуда не уезжал. Бывал на собственной стройке, можно сказать, каждый день. Каждый шурупчик тут на моих глазах закручивали.

— Всем погорельцам оказали помощь в виде одежды, обуви, почти сразу появились пиломатериалы и сами строители, — продолжает Иван Тимофеевич. — 10 тысяч рублей каждому дало МЧС, 10 тыс. — от республики, 100 тыс. — как потерявшему все имущество первой необходимости. Общество инвалидов собрало 1 млн 300 тыс. в помощь Черемушкам, и из этих денег мне выделили 62 тысячи рублей. Итого получилось 182 тыс. рублей, на которые я купил мебель. Лично я очень доволен. Знаете же, какие в селах дома, старенькие, покосившиеся. Мой дом был построен еще до Великой Отечественной войны. Хоть мы его и ремонтировали, фундамент сгнил, крыша покосилась. И вот вместо развалюхи — новое жилье, где все по-современному.

Один из 15 домиков из газобетона.
В огороде Ивана Голощапова.
В ограде Ивана Голощапова.
На кухне Ивана Голощапова.
В бане Ивана Голощапова.

Деревня для патриотов

— Много лет работаю в администрации муниципального образования «Гремячинское», куда входят Черемушки, и то, что произошло, можно назвать только чудом, — рассказала глава поселения Оксана Тришкина, возглавившая делегацию жителей, выступивших в прямом эфире перед Пу-тиным. — Я и людям каждый раз говорю: это подарок судьбы. Потому что 30 апреля, когда на этом самом месте были и.о. главы Бурятии Цыденов, министр МЧС Пучков, речь шла только о восстановлении тех домов, чьи владельцы имели на них соответствующие документы. Из 19 погорельцев документы имелись только у 3. Их собственно и должны были восстанавливать за счет федеральных средств. Но когда на совещании Владимир Пу-тин сказал, что восстановлено будет все, произошло следующее. Поскольку рассчитывать на бюджет было нельзя, республиканские власти привлекли спонсора в виде главы Селенгинского ЦКК Евгения Пруидзе, и он выделил 20 млн рублей.

— Погорельцам было дано право выбора — либо восстановить сгоревшие дома, либо приобрести другое жилье в любой точке Бурятии с получением компенсации в размере где-то чуть больше 1 млн рублей, — продолжает рассказ Оксана Тришкина. — Вы удивитесь, но только 4 человека по семейным обстоятельствам выбрали другой населенный пункт. Остальные ни за что не захотели отсюда уезжать, проявив себя настоящими патриотами своей деревеньки, где сегодня проживает 69 человек. Из соцкультбыта здесь только магазин сельской потребкооперации. Девять лет назад из-за гаффской болезни на озеро Котокель был наложен карантин, отчего на побережье перестали работать турбазы и многие жители потеряли работу. Конечно, в Черемушках живут в основном либо пенсионеры, либо дачники. Из 19 пострадавших от пожара семей 10 были дачники, которым также все восстановили, и это чудо. Жизнь в Черемушках кипит, даже несмотря на пожар, желающих приобрести здесь земельный участок меньше не стало. Сюда несколько раз в день заходит автобус, билеты продаются в магазине. Здесь удивительная природа, озеро, в котором много рыбы, лес, где есть грибы и ягоды, особый мягкий климат, позволяющий выращивать клубнику, овощи. А благодаря тому, что этим летом здесь появились 15 новеньких домиков из газобетона в 33 кв.м, 42 кв.м и 54 кв.м, деревня Черемушки превратилась и в самую современную деревню Бурятии.

Даешь Черемушкам лыжероллерную трассу!

— Много лет я вожу сюда детей, где они закаляются, тренируются, отдыхают и где есть для этого все условия, — начал директор Заиграевской детской спортивной школы Петр Матушкин. — Едем сюда из Заиграева, потому что здесь рано падает и поздно сходит снег, снег большой, скользкий, климат мягкий, природа уникум. Когда в Новоильинске минус 33, здесь минус 4. Взяли на пару с прибайкальским тренером участок и на собственные средства построили лыжную базу для детей. Мы погорели на 3 млн рублей, но суд не признал нас пострадавшими. Агентство лесного хозяйства путем спонсорской помощи собрало 560 тысяч, но что такое 560, когда один пиролизный котел стоит 80? Сейчас всем миром восстанавливаем здание на 50 койко-мест. Выступить перед Пу-тиным вместе с остальными мне не позволили, поэтому свою речь я отправлю в Кремль самостоятельно.

Речь: «Уважаемый Владимир Владимирович! Я построил лыжную базу в 2015 году на свои личные средства. Здесь тренируются дети в основном из малообеспеченных семей. 23 апреля мы выехали из Черемушек после Байкальского лыжного марафона, а 28 апреля сгорела наша база. Мы сильно плакали. Наши документы были в работе, и мы не признаны потерпевшими от стихии, не получили никакой компенсации. Но не упали духом, провели уже два оздоровительных сезона, оздоровили детей в количестве 50 человек. Мы не просим за утерю мебели и имущества. У нас сгорели лыжи, спортинвентарь и снегоход «Буран». Огромная просьба — помогите приобрести спортинвентарь и снегоход «Буран», это наша главная потеря. Мы остались без средств тренировки. А еще Черемушкам очень нужна лыжероллерная трасса, хотя бы 1,5 километра. Выражаем благодарность всем, особенно и.о. главы Цыденову, руководителю лесного хозяйства Мартынову, руководителям Кикинского и Прибайкальского лесхозов. Еще у нас есть «уазик», которому много лет и на котором мы возим детей. Мы хотели решить и этот вопрос. Спасибо, низкий всем поклон!».

В очередь за счастьем

Это напоминало народный праздник, приправленный всеобщим ликованием и нежданно вернувшейся верой в светлое будущее. Перед установленным посреди улицы телевизором стояла горстка нарядно одетых людей и докладывала главе государства, что счастье есть. Глава поселения Оксана Тришкина, в отношении которой всего три месяца назад по факту пожара в Черемушках было возбуждено уголовное дело, судьба которого до сих пор держится в секрете. Ветеран Великой Отечественной войны Иван Голощапов, совершенно искренне просивший пре-зидента идти на выборы и уверенный, что такому, как Пу-тин, нужно возглавлять Россию вечно. Руководитель добровольческого корпуса Бурятии по борьбе с лесными пожарами Андрей Бородин, только что выигравший пре-зидентский грант на 2 млн 700 тыс. рублей.

Слева от горстки выступающих стояли другие нарядные люди, принесшие, как Петр Матушкин, свои просьбы, ходатайства, жалобы и просто желающие выразить слова благодарности. Из Гусиноозерска сказать такие слова приехал батюшка в рясе. Также откуда-то издалека прибыли бородатые молодые люди в казачьих папахах. Недавно купившая в Черемушках дом женщина с девочкой хотела попросить Пу-тина, чтобы он сделал им прямую дорогу к озеру Котокель, а то ходить купаться далеко. На Бурятию пролился апофеоз неслыханной щедрости. Все были на высоте. Местные и не местные органы власти показали, что в сжатые сроки и в нестандартных условиях могут работать не просто хорошо, а на «отлично». Оказавшиеся в беде люди не просто получили помощь, а словно попали в сказку. И неважно, что Владимир Пу-тин так и не доехал до Черемушек. Свое имя в сердце каждого из 69 здешних жителей он увековечил.

Сюжет:

"Прямая линия" Путина 2016

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №33 от 9 августа 2017

Заголовок в газете: Апофеоз неслыханной щедрости

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру