Росморречфлот: в нашу гавань на Байкале зайдут корабли

После визита главы Росморречфлота по Байкалу поплывут круизные лайнеры и экологическое судно

На прошлой неделе в Улан-Удэ состоялось третье заседание межведомственной рабочей группы по развитию пассажирских перевозок и туризма в акватории Байкала. Прошло оно под председательством замминистра транспорта РФ — руководителя федерального агентства морского и речного транспорта Виктора Олерского.

После визита главы Росморречфлота по Байкалу поплывут круизные лайнеры и экологическое судно

Высокопоставленный чиновник прибыл с корабля на бал — из здания аэропорта в большой конференц-зал правительства Бурятии, где вместе с его председателем Алексеем Цыденовым и всеми заинтересованными сторонами на протяжении трех часов обсуждал, как использовать водную поверхность священного озера, а в итоге постановил: флоту здесь быть!

— Никогда не думал, что в Улан-Удэ есть пробки! — удивился Олерский, открывая мероприятие. — По пути сюда спрашивал Алексея Самбуевича о точках роста вашего региона. Одна из них — туризм, в частности, водный. Но его потенциал на озере Байкал, реке Селенге и других использован не до конца. Причем сам он дорогой и условно массовый: те, кто приезжают в Республику Бурятия, готовы тратить деньги и пополнять ее казну.

Дабы использовать эту готовность себе во благо, региональные власти наметили комплекс из 17 мероприятий, на которых и остановились заседавшие. Министр транспорта РБ Сергей Козлов сообщил, что необходимая инфраструктура частично создана. Так, сооружение в порте «Турка» с пятью причалами для маломерных судов, маяком, пирсами яхт-клуба, смотровыми площадками и подъездными путями войдет в межрегиональную сеть регулярных маршрутов между населенными пунктами северного, восточного и западного побережья.

— В навигацию 2018 года предлагаем запустить два направления — Иркутск — Ольхон — Турка — Северобайкальск — Нижнеангарск и Иркутск — Ольхон — Турка — Чивыркуйский мыс — мыс Котельниковский — Хакусы — Северобайкальск — Нижнеангарск. Они будут интересны не только российским, но и иностранным туристам, например, китайским и монгольским.

Для беспрепятственного вхождения судов в порт и их безопасного нахождения на акватории необходимы ежегодные дноуглубительные работы в 11 тыс. куб.м, к которым уже приступили специалисты, а из-за сложной ветро-волновой обстановки на участке 150 метров нужны волнорезы. Кроме того, в 11 точках — в Северобайкальске, местности Хакусы, на мысе Котельниковский, в селах Энхалук, Курбулик, Байкальское и поселках Турка, Танхой, Выдрино, Нижнеангарск и Усть-Баргузин — будут устанавливаться плавучие причалы. Делать их собираются из железобетонных конструкций по проектам компании «Риф» с привлечением местных производителей либо из сварных стальных поддонов на площадке Восточно-Сибирского речного пароходства.

На южном же побережье, где расположен туристско-рекреационный кластер «Подлеморье», причальные сооружения только начнут строиться. В списке необходимого — капитально-восстановительный ремонт земельного снаряда для проведения углубительных работ (на что забюджетировано 150 млн рублей), строительство самоходной шаланды с той же целью и экологического судна-бункеровщика для минимизации всевозможных сбросов вроде подсланевых и нефтесодержащих вод в «жемчужину Сибири».

Последнее появится со стопроцентной вероятностью и, как сообщил руководитель Росморречфлота, займется комплексной переработкой отходов, очищая жидкие и сливая их обратно в озеро и сжигая твердые в печи, соответствующей всем экотребованиям. Его стоимость составит около 500 млн рублей и планируется за счет российской казны, а создание начнется в этом году и закончится к навигации-2019 — так на сегодня оцениваются возможности верфи. После этого чудо-корабль перейдет к администрации Байкало-Ангарского бассейна и поселится с бурятской стороны. Такое экосудно уже имеется на иркутской, однако оно не «справляется» с 2,5 тыс. плавсредств, да и работает по старым технологиям, заметил избранный глава Бурятии.

Но это — не все. Инфраструктура продолжит развиваться, причалы — возводиться (в т.ч. на Селенге от Улан-Удэ до Омулевки), маршруты — разрабатываться, а неохваченные участки — включаться в перечень необходимых водных путей, поддерживаемых за казенный счет: министерство транспорта России готово выделять средства. В результате произойдет хороший толчок всего туристического сегмента.

— Сейчас присутствие флота на Байкале минимально, — заявил Виктор Олерский. — Тем не менее мы выделили его перспективные группы. Это тур одного дня на судах типа «Ярославец», пассажирские перевозки на судах типа «Баргузин», а также на других вместимостью до 200 пассажиров. 

Таким образом, люди смогут длительное время любоваться байкальскими просторами и добираться из одной точки в другую по водной глади. Участники заседания рассмотрели и возможность круизных перевозок. Осуществлять их хотят на разных судах, включая лайнеры, по нескольку часов, а то и суток. Экс-губернатор Иркутской области и ныне гендиректор ГК «Истлэнд» Сергей Ерощенко пояснил: технология «хаусбот» — «плавучий дом» — применяется во всем мире, позволяет засыпать в уютной каюте в одном месте, а просыпаться в другом, ловя рыбу, читая книги, изучая местность — кому что нравится. Обеспечивать безопасность пассажиров уполномочат капитанов бассейна и инспекторов бортового контроля.

За сезон морскими вояжами планируется охватывать до миллиона человек, ну а завершить основные мероприятия — к 2020 году. «Нужно ставить людям «горизонты», чтобы знать, когда ждать перемен. Если мы сделаем это, революции, конечно, не случится, а вот развитие водного туризма произойдет», — заверил глава Росморречфлота. «Эффект ожидается и в социальной, и в экономической, и в экологической сферах — от внедрения цивилизованного отдыха до появления рабочих мест и, конечно, увеличения доходной части бюджета», — подытожил Алексей Цыденов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №39 от 20 сентября 2017

Заголовок в газете: Корабли в нашей гавани

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру