Кресло руководителя администрации главы Бурятии в статусе зампреда, которое до недавнего времени занимал Петр Носков, может перейти депутату Народного Хурала Баиру Цыренову (старшему). В случае их согласования Народным Хуралом 30 ноября пазл под названием «команда Алексея Цыденова» будет сложен окончательно — к исходу десятого месяца руководства республикой ставленника Владимира Путина.
Если с появлением варяга — железнодорожника и коллеги Алексея Цыденова по предыдущему месту работы Евгения Луковникова все более-менее понятно, то назначение на должность руководителя администрации главы Бурятии Баира Цыренова оставляет вопросы, поскольку, как ни крути, но за девять лет кураторства Петра Носкова внутренней (и просто) политикой в регионе крайне сложно представить себе в роли главы администрации кого-либо, кто хоть на йоту отличается от одного из самых титулованных представителей так называемого клана семейских. Перефразируя Маяковского, можно смело сказать: мы говорим «глава администрации», подразумеваем «Петр Носков». И — наоборот.
Баир Цыренов — это не Петр Носков. Они совершенно непохожие люди, даже в истории назначения. В кресло руководителя администрации главы региона Петра Носкова за ручку привел известный в России политтехнолог Александр Ковалев, который весной 2007 года приехал в республику в команде Вячеслава Наговицына и временно занял должность в его администрации. Спустя без малого год, в августе 2008-го, Александр Ковалев покинул Бурятию, объяснив отставку «срочным вызовом в Москву», где он до приезда в республику возглавлял федеральный центр коммуникационного аудита.
Комментируя «МК» в Бурятии» итоги своей краткой деятельности на посту главы администрации президента Бурятии (тогда еще — президента), он сказал: «Я приложил массу усилий, чтобы ввести в органы власти и управления много по-настоящему хороших, молодых и толковых управленцев, и горжусь этим». Среди «молодых и толковых» оказался и Петр Носков.
Поскольку «рыбак рыбака видит издалека» политтехнолог Александр Ковалев сумел разглядеть в неприметном тогда министре природных ресурсов Петре Носкове что-то соответствующее его, Александра Ковалева, представлению о том, каким должен быть чиновник, ответственный за внутреннюю политику в регионе. Способный не только сберечь и прирастить рейтинг президента, гнуть «линию партии» и заниматься таким щепетильным делом, как выборы и кадровая политика в национальной республике.
Понятно, что столь широкие полномочия и поле для деятельности потребовали повышения статуса руководителя администрации президента до ранга заместителя председателя правительства республики, что экспертами рассматривалось как своеобразное политическое завещание Александра Ковалева, сыгравшего ключевую роль в формировании команды нового президента Бурятии Вячеслава Наговицына. Как только след столичного политтехнолога простыл, в Народный Хурал Бурятии была внесена соответствующая законодательная инициатива, автором которой опять же был Александр Ковалев.
У Алексея Цыденова такого Ковалева не было, а потому свою команду он формировал сам, но статус руководителя своей администрации — заместителя председателя правительства оставил прежним. А значит, отныне Баир Цыренов будет нести личную ответственность за тот фронт (почти в буквальном смысле) работ, с которым блестяще справлялся его предшественник. Разруливать конфликты, влиять на выборы глав и депутатов, договариваться с элитами и выступать в роли этакого громоотвода для Алексея Цыденова, как это делал Петр Носков для Вячеслава Наговицына девять лет подряд.
Проверка Баира Цыренова делом не за горами — впереди выборы президента России, депутатов Народного Хурала, мэра Улан-Удэ и не счесть — муниципальных избирательных кампаний. «Что сказать? Назначение в духе нашего главы и в духе «шэнэ саг» — быстрое решение. Долгих разговоров нет. Ни в Москве, ни здесь, — написал в Фейсбуке по поводу зигзага в своей карьере депутат Народного Хурала Баир Цыренов. — Правильно — надо работать!».