Ради бизнес-интересов ветерана уголовного розыска улан-удэнские полицейские пошли на нарушение закона

Добьются ли предприниматели отмены итогов скандального конкурса

Ежедневно по улице Балтахинова, вблизи здания Бурятского следственного управления СК России, дежурят в ожидании вызова по несколько «вороваек».

Добьются ли предприниматели отмены итогов скандального конкурса

Они проворно снимаются с места всякий раз, когда сотрудники ГИБДД выявят возле «Еврозоны» очередного нарушителя правил парковки и (пока не очухался проштрафившийся владелец) лихо грузят и увозят арестованное авто на одну из двух штрафных стоянок – либо по улице Амбулаторная, либо – Матросова.

Доходный бизнес

Они почти не простаивают: в Улан-Удэ за нарушение правил остановки и стоянки привлекаются к административной ответственности, по разным оценкам, до полутора и более тысяч водителей транспортных средств. В половине случаев как раз в местах, подобных «Еврозоне» по улице Балтахинова, — на бульваре Карла Маркса, улицах Дарханская, Сухэ-Батора и многих других. Из-за дефицита парковочных мест водители часто оставляют своих железных коней в границах автобусных остановок и прочих запрещенных местах, за которыми регулярно блюдут экипажи ГИБДД, и на подмогу которым всегда готовы прибыть терпеливо ожидающие сигнала «воровайки».

Но если до августа 2017 года на этом рынке работало с десяток штрафных стоянок и арестованные автомобили, согласно федеральному законодательству, вывозились на ближайшую из них от места эвакуации, то теперь спецстоянок осталось две — по улицам Амбулаторная (ООО «КСП») и Матросова (ООО «Сибтехинформ»). Именно эти две фирмы по результатам августовского конкурса, проведенного Управлением МВД России по Улан-Удэ, выиграли право заниматься бизнесом, что в отсутствие конкурентов сразу сделало его высокодоходным: ведь там, где прежде деньги штрафников делили между собой около десятка предприятий, то теперь только два. А стоимость услуг при отсутствии конкуренции и незаконно установленного тарифа выросла до 5 тысяч рублей и выше — в зависимости от обстоятельств.

Отсечь «балласт» удалось за счет введения в документацию конкурса такого условия, как близость штрафных стоянок к головному подразделению ГИБДД МВД по Бурятии по улице Шаляпина, коими как раз и соответствовали две фирмы — «КСП» и «Сибтехинформ». Впрочем, близкими они были не только к улице Шаляпина.

Незаконный тариф

Известно, что владельцем штрафстоянки по ул. Матросова (фирма «Сибтехинформ») является руководитель совета ветеранов управления уголовного розыска регионального МВД Аркадий Шуляк — довольно заметная в истории бурятского сыска личность, пользующаяся, судя по всему, особым расположением руководства МВД и ГИБДД по Улан-Удэ. Чем, например, объяснить тот факт, что эвакуатор-«конструктор» со спецстоянки на улице Матросова трижды задерживался, ставился под арест, но до сих пор трудится на благо безопасности дорожного движения? К примеру, в декабре 2017 года эвакуатор-«конструктор» Шуляка по причине подложных документов, не совпадающих с номерами агрегатов, ставится сотрудниками спецроты УГИБДД по Бурятии в ОМВД Иволгинского района. Однако через несколько дней эту же машину удивленные сотрудники ГИБДД задерживают уже в Улан-Удэ со свидетельством о регистрации с внесенными изменениями номеров агрегатов. Но и это свидетельство было подправлено не чисто и эвакуатор был передан с рапортом в Октябрьский отдел полиции Улан-Удэ, откуда был благополучно вызволен в течение нескольких дней…

Чтобы защитить свои права, оказавшиеся за бортом бывшие участники рынка стали жаловаться в надзорные органы — прокуратуру и Бурятское управление ФАС России. Ведомства усмотрели в установленных Управлением МВД России по Улан-Удэ требованиях в конкурсной документации факты ограничения конкуренции, что является грубым нарушением федерального законодательства. Более того, муниципальная полиция вопреки закону провела не аукцион, а конкурс. А это, как говорят в Одессе, две большие разницы.

В случае аукциона (игра на понижение цены) побеждает фирма, готовая работать за меньшие деньги. Начальной максимальной ценой таких торгов является базовый уровень тарифов, определяемый органом регулирования — республиканской службой по тарифам РБ (ведь надо же от чего-то отталкиваться).

В случае признания торгов несостоявшимися в Улан-Удэ был бы введен тариф в размере не выше базового уровня. В случае признания торгов состоявшимися включается лучшее предложение — цена, за которую исполнитель готов оказывать весь комплекс услуг соответствующего качества. И этот тариф, сформировавшийся по итогам аукциона, мог бы оказаться даже ниже базового уровня, но оставаться при этом экономически оправданным.

Ну а поскольку Управление МВД России по Улан-Удэ вместо аукциона провело конкурс, потенциальные исполнители услуг, которые могли бы предложить меньшую цену, оказались за бортом, а реальный тариф установлен так и не был. В этом и заключена еще одна (далеко не последняя) странность.

Похищение вещдоков

Похоже, управление полиции по Улан- Удэ и само в курсе, что его «ноу-хау» весьма сомнительно с точки зрения закона и логики. А потому объяснило свою инициативу якобы интересами безопасности, сохранности арестованного имущества граждан и вынужденной мерой: юрисконсульт ведомства поведал депутатам Народного Хурала о том, что в феврале 2017 года четыре автомобиля (вещдоки по уголовным делам) были похищены с одной из штрафстоянок Улан-Удэ (по другим данным — 10, включая дорогостоящие «крузаки»).

— Сейчас в требованиях к штрафстоянкам нет ни видеонаблюдения, ни ограждения с колючей проволокой. Чтобы решить эти проблемы и был проведен конкурс, — пояснил юрист УМВД России по Улан-Удэ.

Хотя не очень ясно, что мешало управлению полиции внести те же самые требования о камерах, ограждении и колючей проволоке в условия к аукциону.

В действительности же представитель муниципальной полиции не сказал депутатам Народного Хурала всей правды, то есть как именно и кем были похищены арестованные автомобили. По сведениям «МК» в Бурятии», в череде преступлений замешаны сотрудники… уголовного розыска, которые, по слухам, вывезли вещдоки по поддельным документам, подлинность которых у охранников штрафстоянки не вызвала никаких сомнений. Опять же, по слухам, похитители задержаны, помещены в СИЗО, а делом занимается следственное управление СК РФ по Бурятии.

Если бы парламентарии критически отнеслись к инициативе городской полиции, они наверняка поинтересовались, как видеокамеры и ограждение способны уберечь имущество горожан от нечистоплотных граждан, вооруженных не ножницами по металлу, а поддельными документами?

Пока же Управление МВД по Улан-Удэ держит оборону. Но это только пока, поскольку от позиции, занятой в этом скандальном деле прокуратурой Советского района и УФАС по Бурятии, в отличие от бесправных бизнесменов, просто так не отмахнуться. В настоящее время дело рассматривается в арбитражном суде Бурятии.

Не веские основания?

К слову, о качестве услуг, которые будто бы лучше других способны обеспечить «победители» конкурса.

По этому поводу «МК» в Бурятии» уже писал. Например, по наблюдениям очевидцев, ООО «Сибтехинформ» и ООО «КСП» перевозят задержанный транспорт не на специализированных эвакуаторах, а на приспособленных «воровайках», создавая тем реальную, а не мифическую угрозу безопасности имущества граждан. Земельный участок под штрафстоянкой на ул. Матросова имеет обременение — находится в залоге под ипотеку у Сбербанка России. А это значит, что в любой момент кредитное учреждение может обратить взыскание на предмет залога. Тогда как непременным условием (даже не победы, а участия в конкурсе) является ее наличие «на законных основаниях».

Впрочем, особая любовь городской полиции к стоянке на Матросова, 2б, уже длится более 10 лет. Предыдущий глава ОГИБДД по Улан-Удэ на утренних разводах частенько давал прямые указания ставить задержанные транспортные средства только на стоянку по улице Матросова. Рассказывают, что этим фактом занималось управление собственной безопасности МВД, и начальник был отправлен на пенсию.

Традицию ставить «куда надо» продолжил друг Алексея Шуляка (сына Аркадия Шуляка) — Евгений Соловьев, заместитель начальника городского отдела ГИБДД.

Здесь уместно отметить, что спецстоянка на улице Матросова находится в обременении у Сбербанка (заложена под ипотеку). Тем не менее владелец участка каждые два года меняет юридическое название. Не исключено, что для ухода от налогов, если учесть, что проверка проходит один раз в три года. Фирмы, владеющие землей, назывались то ООО «Дилижанс», то были под управлением ИП Будимиров, ИП Сидоров или ИП Ниязиев. Сейчас — ООО «Сибтехинформ». На всех них в разное время поступали жалобы на нарушение тарифов и налогового законодательства, а на некоторые имеются прокурорские запреты на осуществление деятельности штрафстоянки. Но после каждого запрета спецстоянка на Матросова возрождалась словно птица Феникс из пепла и принималась за старое под новым именем: та же техника, те же водители, договоры с полицией, тот же сенокос с несчастных штрафников. И, что любопытно: меняющиеся как перчатки фирмы Аркадия Шуляка ни разу не представили ни единой бумаги для обоснования тарифов. Хотя известно, что другие штрафные стоянки ежегодно представляли в РСТ обоснование тарифов исходя именно из бухгалтерской отчетности и реальных затрат. Вопрос на засыпку: а вела ли вообще фирма (фирмы) ветерана уголовного розыска МВД свой бухгалтерский учет?

Штрафстоянка по улице Амбулаторная (ООО «КСП») вообще была создана в дни конкурса и, соответственно, не имела опыта работы. На территории отсутствуют асфальтовое покрытие, второй пожарный выезд, роль КПП выполняет старый, ничем не оборудованный вагончик. Сама фирма, выигравшая конкурс, не имела ни одного эвакуатора. Техника была у «КСП» только на бумаге. Согласно паспортам транспортных средств, четыре единицы техники, договоры на аренду которых фирма представила на конкурс, состояли на момент проведения торгов на учете в… Иркутской области и в Санкт-Петербурге, а в Улан-Удэ они отсутствовали. Как, впрочем, отсутствуют и сейчас. Хотя именно ее наличие (по бумагам) и принесло «КСП» 8 решающих баллов — по 2 балла за каждую спецтехнику.

И совсем мистика: многочисленные жалобы на обдираловку со стороны двух выигравших штрафстоянок от горожан пока не приносят никакого эффекта. Когда работали 9 штрафстоянок, малейшее нарушение установленного тарифа каралось республиканской службой по тарифам штрафом в 50 тысяч рублей (имеются предписания в отношении одной из штрафстоянок в Советском районе), а повторение этого факта — разрывом договора с полицией.

Такие решения РСТ имеются, однако при уточнении судьбы нынешних многочисленных жалоб сотрудники ведомства по телефону сообщили, что сейчас позиция руководителя республиканской службы по тарифам Бориса Хмелева такова: «Недостаточно веских оснований для проведения комплексной проверки и принятия предусмотренных законом мер». 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №7 от 7 февраля 2018

Заголовок в газете: Режим наибольшего благоприятствования

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру