Бурятский театр, японский городовой

Злоба дня

О беспрецедентных волнениях вокруг оперного театра, потребовавших личного участия главы, говорят сегодня даже далекие от искусства люди.

Злоба дня

Хотя до сего дня директоров и худруков коллектив оперного под улюлюканье околотеатральной черни без сожаления изгонял взашей, в этот раз - все по-иному. Впервые в истории наши творцы заявили, что не согласны с решением минкульта уволить директора Цыбикдоржиеву и готовы последовать вслед за ней. Неделю назад заявление об уходе на смеси русского и монгольского в соцсетях сделал солист Ариунбаатар Ганбаатар. В субботу свой прощальный спектакль с обращением к публике дал Михаил Пирогов, а в понедельник заявление об уходе отнесла в минкульт худрук Дарима Линховоин, фактически подтвердив, что для нее и для всего, что происходило в театральных стенах все последние годы, пробил час X.

Поскольку уголовных дел в отношении Аюны Цыбикдоржиевой и тех, кто подписывал документы, до сего дня не последовало, можно сделать вывод, что главная причина отставки совсем не в зарплатах. Несмотря на уголовное дело и даже судебный процесс в отношении Натальи Улановой, положившей в тумбочку собственного стола 1 млн 700 тыс. бюджетных рублей, худрук Бурятской филармонии по-прежнему осваивает бюджеты. Собственно причину увольнения Аюны Цыбикдоржиевой озвучил на встрече с коллективом сам глава Бурятии. «Разговаривать нужно о том, как мы ведем работу со своими артистами, как мы ищем таланты у нас, как мы их развиваем. В театре, безусловно, должны быть и привлеченные звезды для того, чтобы у нас был соответствующий уровень, но это должно быть штучно, и акцент должен быть на развитии своих звезд», — сказал Алексей Цыденов. 

Как раз о штучном товаре в оперном говорить не приходится, поскольку чем больше становился бюджет театра, тем меньше работало в нем бурятских артистов. В одном из интервью худрук Морихиро Ивата признался, что никогда не слышал выражения «японский городовой» и никто ему смысл этого русского ругательства почему-то не объяснил. Между тем выражение это, означающее крайнюю степень изумления от чего-то несуразного, надо бы знать. О нем напоминает надпись на триумфальной арке, мимо которой Морихиро Ивата каждый день ходит на работу. Как известно, в 1891 году во время восточного путешествия в японском городе Оцу полицейский Цуда Сандзо напал с саблей на цесаревича Николая. После будущий Николай II добрался до Верхнеудинска, чье появление здесь увековечили триумфальной аркой.

Аюна Цыбикдоржиева.
Морихиро Ивата.
Эржена Жамбалова.

Считать ли произошедшее через 127 лет в Бурятии нападением или чем-то иным, но факт остается фактом. С легкой руки уже бывшего руководства Бурятский государственный академический театр оперы и балета с бюджетом в несколько сотен миллионов заполонили монголы и японцы. «Да, я лично привожу сюда монголов. У нас хорошие ребята, но лауреатов международного конкурса Чайковского нет. У нас сейчас сопрано нет. Нет в училище, не приходят такие таланты. И пришла Батчимэг. Но что делать — она монголка… Я стою на том, что монголы и японцы должны работать, — объяснила ситуацию Дарима Линховоин, забыв уточнить, что находить таланты на родине была ее должностная обязанность и что специально для этого здесь в помощь ей работают хореографическое училище и музыкальный колледж.  

Почему обучаемые за государственный счет в условиях дорогостоящего интерната эти десятки выпускников годами никак не могли дойти 100 метров до оперного театра? Но почему туда за тысячи километров долетел вчерашний артист кордебалета столичного театра Морихиро Ивата, не имеющий никакого опыта руководящей работы, живущий в России на положении гастарбайтера, но зато владеющий такими заграничными связями, которые позволяли организовывать здесь фестивали, фонды своего имени и прочие денежные вещи. Почему в Японии невозможно представить директором национального японского театра какого-нибудь калмыка или русского, а в Бурятии лицом нации вдруг стал Морихиро Ивата? За какие такие сладкие японские пирожки и сытные монгольские похлебки местная элита сдала главный свой театр (он же сокровищница культуры). Всеобъемлющий ответ на этот вопрос может дать разве что новый гендиректор оперного Эржена Жамбалова, которую сегодня можно обвинять в чем угодно, но только не в предательстве традиций своего народа. В чем-в чем, а вот в этом вопросе минкультуры Бурятии показало себя на высоте.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №41 от 3 октября 2018

Заголовок в газете: Злоба дня

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру