Под эгидой министра культуры Бурятии Соелмы Дагаевой выступающие большей частью говорили о том, что в ближайшем будущем отрасль ждут революционные изменения и практически новая культурная реальность.
Речь даже не о том, что всего за несколько лет Бурятия должна закупить — отремонтировать — освоить по этому направлению гигантскую цифру в 5 млрд. рублей. На коллегии говорилось о совершенно новом подходе к своей работе, о проникновении культурных событий — проектов — планов в каждую клеточку живущих здесь индивидуумов, начиная с младенчества и заканчивая глубокой старостью.
Догнать Якутию
С одной стороны, все происходящее представляется как апофеоз неслыханной щедрости. Как метко заметил замминистра культуры Владимир Емонаков, вполне похвально желание поучаствовать в этом празднике жизни, когда есть возможность пролить живительную влагу финансового дождя практическую на каждую сферу культурной отрасли.
Вливания беспрецедентны. Только в прошлом году с нуля были построены три дома культуры в селах Жаргаланта Селенгинского района, Кусоты Мухоршибирского района и Озерный Еравнинского района, Центр сойотской культуры и народного творчества в с. Орлик Окинского района. Проведена реконструкция Дома культуры им. Вагжанова в Улан-Удэ, на что, помимо республиканских денег, резервный фонд президента России выделил 42,4 млн. руб. Проведен ремонт в 98 (!) муниципальных учреждениях культуры на сумму более 54 млн. рублей. Одно только строительство здания Национальной библиотеки в центре Улан-Удэ обойдется бюджетам разных уровней почти в 1 млрд. рублей.
Только за минувший год расходы Министерства культуры Бурятии, произведенные за счет средств федерального бюджета, увеличились в 2,7 раза, чего не было здесь, кажется, никогда и что позволило иным лицам начать оглядываться вокруг. Присутствующий на коллегии председатель комитета Народного Хурала по межрегиональным связям, национальным вопросам, молодежной политике, общественным и религиозным объединениям Валерий Доржиев, он же «Меценат года» по итогам конкурса минкультуры Бурятии, даже рискнул сравнить культурную жизнь республики с Якутией, славящейся своими достижениями в деле сохранения традиций и языковой культуры.
— Я прожил много лет в Якутии, и всегда говорю, что культуре там уделяется куда больше внимания. Конечно, могут сказать, что бюджет республики Якутия и бюджет республики Бурятия — совершенно разные вещи, но как, к примеру, там отмечают главный летний праздник? У нас собираются люди, ждут главу. Если он не опоздает, то скажет несколько слов, посидит и уедет, а народ расходится. А в Якутске? Этот праздник проводится два дня. Представляете себе, два дня. Собирается 200 тысяч человек, и никто их специально не собирает. Никого не интересует, приедет ли глава, приедут ли почетные гости. Люди празднуют, танцуют, проводят спортивные мероприятия. Очень бы хотелось, чтобы и у нас было также, — сказал Валерий Доржиев.
Убыло — прибыло
Беспрецедентные финансовые средства, однако, будут даны культурным работникам не просто так, а под выполнение вполне конкретных обязательств. Как можно было понять из материалов коллегии, в этот перечень входит задача увеличить все существующие показатели культурной деятельности, включая оказание платных услуг, но при этом усилить контроль за использованием бюджетных средств. Одной из таких мер станет создание для учреждений культуры единой централизованной бухгалтерии, что позволит вывести из государственных учреждений культуры функции бухгалтерских и экономических служб и сосредоточить эти функции в одном месте.
Если знать, что на сегодня в республиканской отрасли работают 17 государственных учреждений культуры, 461 культурно-досуговое учреждение (в том числе в сельской местности — 449), 434 муниципальных библиотеки, 47 детских школ искусств с филиалами, 13 музеев, то понятно, что речь идет о сокращении большого штата бухгалтеров и экономистов. Сокращение, однако, позволит свести всю картину происходящего в нашей культуре в одном месте, а значит сделать учетные данные более достоверными, применить к ним единую методологию, а также оперативно готовить на основе этой методологии все виды отчетностей. Как справедливо подчеркнула в своем докладе министр культуры Соелма Дагаева, самое главное, что централизация цифровых потоков позволит контролировать эффективность использования бюджетных средств.
Впрочем, культура будет не только сокращать. Тем же министерством принято решение увеличить штатную численность Бурятского государственного цирка на 11 единиц как сильного, конкурентоспособного творческого коллектива, показавшего хорошие результаты.
Не хуже чем в Антарктиде
Чтобы и всем прочим учреждениям нашей культуры работалось также, как Государственному цирку Бурятии, на просторах страны стартовал национальный проект «Культура». Проект не просто призван вдохнуть новую жизнь в старые стены, но и привести все это к вполне ощутимым показателям. Например, к 2020 году увеличить число посещений наших организаций культуры на 2,3 процента по отношению к 2017 году. К 2024 году на 12 процентов увеличить число посещений музеев, включая и муниципальные.
Если в прошлом году охват библиотечным обслуживанием жителей республики составил 40,3 процента, то к 2024 году он должен быть на порядок больше. Иными словами, вне зависимости от того, в каком уголке республики имел счастье родиться гражданин и каковы его доходы, он должен быть одинаково вовлечен в культурное пространство Бурятии и страны, что сделать будет не так просто.
К примеру, что проще сегодня, чем выложить событие в сеть, найти нужную целевую аудиторию, получить на все это положительную реакцию. Однако далеко не каждый музей сегодня имеет свою страничку в интернете. В 2017 году только 70 процентов муниципальных библиотек Бурятии было подключено к мировой паутине. В прошлом году этот показатель подрос до 74,3 процентов. И вопрос качества этого Интернета обсуждается только тогда, когда какой-нибудь московский чиновник начинает удивляться, почему в Антарктиде, где живут одни пингвины, Интернет есть, а в какой-нибудь деревне Бурятии его нет.
Культура как вирус
Наверняка можно подключить всю Бурятию к высокоскоростному интернету, запустить в отдаленные села шоу-мобили, транслировать виртуальные концерты из лучших концертных залов страны, без конца зазывать народ на выставки и книжные салоны и устраивать прочие акции. Но если делать это так, как делали мы все эти годы, то ничего не получится, уверены в министерстве.
Вот как, к примеру, обрисовал будущее Бурятии замминистра культуры Леонид Будаев: — Надо научиться по-новому взаимодействовать с аудиторией, отдельными группами. Возьмите молодых мам, которые не ходят сегодня в музеи, клубы, театры, потому что там для них нет подходящих условий. Почему бы не организовать в музеях небольшие пеленальные комнаты, детские зоны, места, где можно оставить маленьких детей и посвятить себя искусству. Надо постараться выйти за рамки привычного, встать на новые рельсы. Культуру нельзя рассматривать как отраслевое ведомство, культура должна работать на условиях кооперации с туристическими фирмами, спортивными и образовательными учреждениями, даже учреждениями здравоохранения. Это могут быть семейные абонементы, туры выходного дня или просто акция с раздачей листовок в торговом центре. Приезжая сюда в гости, турист должен видеть намеки культурных мероприятий. Они должны его преследовать буквально повсюду, на протяжении всего того времени, что он находится на территории республики. Культуру даже можно сравнить в неким вирусом, который должен подхватить каждый человек, едва ступивший ногой на нашу землю, влюбившийся в нее и уже не способный никогда забыть Бурятию!»