В Улан-Удэ приезжают Шукшин, Чехов и Гришковец

Бурятия стала точкой притяжения на карте театральной России

16.10.2019 в 05:59, просмотров: 629

С тех пор, как министерство культуры РФ разработало и внедрило федеральную программу поддержки гастрольной деятельности «Большие гастроли», Улан-Удэ тотально везет на ежегодное участие в ней и на интересные привозные постановки.

В Улан-Удэ приезжают Шукшин, Чехов и Гришковец
Сцена из спектакля «Всякое бывает» по Шукшину. Фото: пресс-служба НДТ.

Благодаря «Большим гастролям» к нам приезжали театры Вахтангова, Маяковского, «Et Cetera» и такие артисты, как Александр Калягин, Светлана Немоляева, Игорь Костолевский, Сергей Маковецкий. Помимо столичных театров каждый год на гастроли приезжают региональные театральные коллективы, репертуар которых не менее интересен.

В этом году со 2 по 5 ноября «гостить» в Русском драмтеатре будет Новокузнецкий драматический — один из старейших театров Кузбасса. Его приезд в Улан-Удэ, безусловно, большое культурное событие. И если далекие от искусства улан-удэнцы, наверняка, не особо слышали об успехах НДТ, то театралы знают о его наградах, участии в престижных фестивалях и громких режиссерских именах.

Новокузнецкий драматический театр — не просто сценическая площадка, а культурный цех промышленного города. Он идет в ногу со временем, работает и с теми, кто зарекомендовал себя в театральном мире, и не боится молодых режиссеров, приглашающих артистов на территорию эксперимента. Выстраивает репертуар, где любая аудитория найдет «свой» спектакль: и старую добрую классику, и новую драму, и современное искусство. И спектакли из каждой этой «категории» НДТ привезет в Бурятию.

2 ноября гастролеры покажут «Всякое бывает» (16+) по рассказам Василия Шукшина. Стоит отметить, что этого русского режиссера, актера и писателя в России очень любят. Спектакли по его произведениям пользуются огромной популярностью и зрительской любовью. А вот в Улан-Удэ Шукшин на театральных подмостках большая редкость, и уже только поэтому постановка вызывает интерес.

Сцена из спектакля «Весы» Евгения Гришковца. Фото: пресс-служба НДТ.

В чем же секрет успеха шукшинских рассказов? Все потому, что они и веселые, и грустные одновременно. О чем? О жизни, о любви, о душе, о человеке. В них обаяние автора перемешивается с обаянием героев. Казалось бы, даже теперь, по прошествии многих лет, когда изменился весь мир, и страна наша, и люди стали другими, Шукшин по-прежнему актуален. Его «Нам бы про душу не забыть… нам бы, с нашими скоростями, не забыть, что люди мы…» все еще о нас. Режиссера Михаила Лебедева привлекают именно наивное простодушие шукшинского героя, его чистота, сегодня потерянная нами.

И судя по зрительским отзывам, этот спектакль на родине любят. «И смех, и слезы, и любовь, и жизнь, и восторг, и потрясение, и открытие, и признание и низкий поклон! Море положительных эмоций после просмотра спектакля! Невероятная постановка и, как всегда, яркая, потрясающая, искренняя и шедевральная игра наших любимых и талантливых актеров!».

«Осмелюсь сказать, что это успех сезона! Такой простой, но такой осмысленный спектакль! Невооруженным глазом видна работа режиссера, художника, хореографа, актеров, всех-всех-всех причастных к спектаклю! Уж что говорить о звуковом оформлении и игре света, которая всегда отточена и всегда завораживает в НДТ».

Фото: пресс-служба НДТ.

2 и 3 ноября улан-удэнцев ждет Евгений Гришковец, вернее, спектакль по его пьесе «Весы» (16+) и поставленный им же. Долгие годы этот знаменитый кузбассовец, режиссер, актер, писатель, драматург был на пике популярности благодаря произведениям «Как я съел собаку», «Дредноуты», «Рубашка».

Действие развернется в холле родильного отделения, где начинается жизнь. По сюжету в приемном покое мужчины разговаривают о жизни. Они многословны или, напротив, молчаливы. Кто-то из них уже давно в клубе отцов, а кто-то только готовится в него вступить. Кажется, что именно в эти волнительные часы ожидания чуда — рождения нового человека — мир достигает хрупкого равновесия.

Фото: пресс-служба НДТ.

Здесь и дедушка, переживающий за свою дочь, и молодой человек Артем, который ожидает первенца, и два подвыпивших приятеля Эдуард и Алексей. Один — просто за компанию, а другой ждет уже третьего ребенка и очень переживает, что не смог отвезти жену в роддом сам, поскольку точно рассчитал, что рожать ей предстоит лишь на следующей неделе. Обсуждают все, что могут обсудить волнующиеся мужчины, дежуря в роддоме.

«Чудесный спектакль, чудесный! Добрый. Умный. Человечный. И погрустили, и вдоволь насмеялись. Актеры шикарно передают все эмоции своих персонажей: и тревогу, и боль, и радость, и страх... Очень понравилась игра всех актеров». Как видно из зрительских отзывов на сайте театра, этот спектакль полюбили, несмотря на то, что поставлен он был совсем недавно.

Кстати, на премьере в Новокузнецке, которая состоялась в феврале этого года, Евгений Гришковец сам представил свой спектакль и дал интервью одному из местных телеканалов.

— Была ситуация, когда меня не было дома, и кто-то отвозил мою жену в роддом, и были ситуации, когда я сидел ночью и ждал, и было такое, что я напивался и пел песни под окнами роддома. У меня весь набор, у меня трое детей. Обычно я пьесы всегда отдавал, но это такая пьеса получилась, нежная и любимая, опять же про рождение детей. Это все равно, что отдать своего ребенка в чужие руки. Нет, «воспитывать» буду сам.

Сцена из спектакля «Иванов» по А.Чехову. Фото: пресс-служба НДТ.

Завершит гастроли 5 ноября «Иванов» (18+) в постановке Петра Шерешевского — спектакль, которому москвичи аплодировали стоя, когда он был показан в программе «Маска Плюс» фестиваля «Золотая маска» (Москва, 2015). Об этом сказал известный театральный критик Александр Вислов на обсуждении: «Вы заставили московскую публику аплодировать стоя. Это очень редкое явление». А еще постановка получила гран-при «Лучший спектакль большой формы» фестиваля театров малых городов (Дубна, 2015).

Стоит отметить, что режиссер Петр Шерешевский сегодня один из самых интересных в России — только за последние несколько лет его спектакли ежегодно становятся номинантами высшей театральной премии «Золотая маска». В 2017-м — в семи номинациях («Дядя Ваня»), в 2018-м — в шести номинациях («Сучилища»), в 2019-м — в шести номинациях («Король Лир»).

Его «Иванов» включает исследование неоднозначной природы человека, сложные вопросы жизни и сохранение тонкой чеховской поэтики. Перед зрителями предстает трагедия целого поколения людей надломленных, живущих без веры и смысла. Иванов переживает внутреннюю драму непонимания собственных поступков. Действие спектакля развертывается в двух планах: при нагнетании внешней виновности Иванова освещение героя изнутри становится драматичным и подвергает сомнению эту виновность.

«Спектакль очень провокативный, наверняка, он будет раскалывать зрительскую аудиторию пополам, потому что кто-то примет, кто-то не примет его. Это очень непривычный Чехов, это практически немецкий театр, очень резкий, с провокативным музыкальным рядом, провокативными режиссерскими ходами», — на премьере в 2014 году рассказывал режиссер Новокузнецкому телевидению. И как тогда признался исполнитель главной роли актер Андрей Ковзель: «Играть в спектакле по мотивам самого русского писателя в традициях европейского театра интересно, но сложно».

Вот такие длинные театральные выходные в ноябре ждут жителей Улан-Удэ уже совсем скоро. А пока на этой неделе наш Русский драматический театр порадует жителей Новокузнецка спектаклями «Фронтовичка», «Вишневый сад» и «Смерть Тарелкина».