Модерн, бурятский колорит и колесо Сансары: в Улан-Удэ прошла премьера национального балета

Зрители и критики высоко оценили новую постановку

19 мая в Бурятском театре оперы и балета состоялась долгожданная премьера национального балета «Земля веры — Баргуджин Тукум», работа над которым продолжалась на протяжении трёх лет. Спектакль удивил зрителей не только современной хореографией и необычной музыкой, но и монументальными декорациями, весом около тонны.

Зрители и критики высоко оценили новую постановку
Фото: пресс-служба правительства РБ.

Балет, приуроченный к 100-летию Бурятии, собрал полный зал любителей искусства (впрочем, как и многие другие постановки оперного театра). В основу сюжета легла бурятская мифология, в которой переплелись мир шаманизма, буддизма и история любви главных героев – влюбленных душ, путешествующих по разным временным измерениям и встречающихся в новых перерождениях. Что касается самого названия балета, то Баргуджин-Тукум – это известная в монгольском и бурятском фольклорах «страна», расположенная вокруг озера Байкал, являющаяся древней родиной бурят.

Фото: пресс-служба правительства РБ.

На стыке классики и современности

На создание балета ушло не только время, но и деньги - порядка 17 млн рублей. Еще в 2020 году были объявлены конкурсы, определившие авторов либретто (драматург, прозаик и публицист Геннадий Башкуев) и музыки (Анастасия Дружинина). Постановщиком пригласили известного российского хореографа, режиссёра театра и кино Никиту Дмитриевского, для которого это уже не первый опыт обращения к сложной теме. За его плечами балет «Сансара», поставленный коллективом «Балет Москва» и благословленный Далай-ламой балет «Алем. История души» по казахскому эпосу.

Никита Дмитриевский, постановщик. Фото: пресс-служба правительства РБ.

- Основа хореографии балета – танец модерн, а один из самых профессиональных специалистов танца модерн – это Никита Дмитриевский, известный не только у нас в России, но и за рубежом. Зрители балета смогли увидеть наивысочайший уровень хореографии. Видно, что в премьере артисты немного скованы – всё это от волнения. Но они очень старались, и если в начале спектакля было видно, что амплитуда тела работала не до конца, то к финалу спектакля, они так сказать, «разошлись» и показали все как надо. Я за них очень рад, они большие молодцы, - поделился впечатлением продюсер театра оперы и балета Павел Окунев.

Солистка балета, Заслуженная артистка Бурятии и помощник режиссера Евгения Цыренова, исполняющая в балетной постановке партию стража, рассказала, что современный танец многим дается нелегко, потому что сильно отличается от классического.

- Основное различие классического балета и современного – это положение бёдер. Если в классике мы всегда стоим вывортно – носки врозь и корпус максимально раскрыт назад, то в современном мы как в жизни, надо быть максимально естественным. Сложно ли? Да, сложно. У нас 25 мая будет «Дон Кихот», 28 – «Лебединое озеро». И это все классический балет, артистам придется кардинально перестраиваться.

Фото: пресс-служба правительства РБ.

В спектакле «Земля веры – Баргуджин Тукум» задействовали всю балетную труппу театра. Главные партии Тумэна и Асуйхан 19 мая исполнили молодые солисты Эльдар Ванданов и Александра Богданова.

Фото: пресс-служба правительства Бурятии.

Чтобы зритель не выходил из образа

Зрители, пришедшие на спектакль заранее, смогли заметить, что звучащая фоном таинственная приглушенная музыка, чем-то напоминающая дыхание, начала погружать в особую атмосферу задолго до начала балета. К чести организаторов театрального действа надо сказать, что зрителю не дали «переключиться» и в антракте. Чтобы он максимально оставался в теме, между актами вне зала звучали бурятские мелодии в исполнении музыкантов и проходила выставка бурятских костюмов, предоставленных Республиканским центром народного творчества.

Все это помогло не заметить немного затянувшегося антракта, вызванного сменой объемных и тяжеловесных конструкций на сцене. Как мог увидеть зритель, в спектакле использовались весьма сложные декорации, в числе которых было колесо Сансары, образ юрты и солнца. Вес каждой конструкции, выполненной из алюминия, составлял 300 кг. Работу по смене декораций, общим весом почти в тонну, выполняли 11 человек, поэтому еще за пару дней до премьеры заведующий художественно-постановочной частью Александр Шобогоров предупредил, что антракт в премьерном показе может получиться дольше обычного.

Фото: пресс-служба правительства РБ.

Удивительными были и наряды артистов, над созданием которых трудилась художник по костюмам Татьяна Тышкенова. Всего было пошито более 200 костюмов. Самым сложным и ярким, безусловно, стал был костюм для двойника главной героини Асуйхан. Вес его достигал 20 кг, а длина шлейфа – девяти метров. Металлический каркас костюма был обшит 50 метрами бархата, кружева и искусственной кожи.

«Мы не хотели вторую «Красавицу Ангару»

В настоящее время в музыкальных театрах по всему миру зачастую спектакли ставятся под фонограмму. Обусловлено это, прежде всего, художественным замыслом и стилистикой постановки. Балет «Земля веры - Баргуджин Тукум» продолжил эту тенденцию, используя в качестве фона не игру живого оркестра, а фонограмму.

Анастасия Дружинина, композитор (слева). Фото: пресс-служба правительства РБ.

Как рассказала автор музыки к балету Анастасия Дружинина, на написание музыкального материала у нее ушло примерно 7-8 месяцев.

- Стиль музыки определился уже на эскизе балета и судя по отзывам, получилось очень круто. В музыке много национальных инструментов, много ударных, разных звуковых экспериментов. Но мы и не хотели создавать вторую «Красавицу Ангару», нужно было что-то новое, свежее, современное, и, прежде всего, национальное. Владимиру Алексеевичу Рылову (худрук театра – ред.) тоже понравилась музыка, он дал положительную оценку, сказав, что это современное видение национального балета.

В записи музыки принимали участие солисты театрального оркестра, хора и вокальные ансамбли. Аранжировкой занимался Юрий Банзаров.

- Привилегия электронной записи в том, что можно записать много дублей, да и вообще, можно сделать все, что угодно. У нас был всего один моринхурист, но в звучании вы слышите целый ансамбль моринхуров. Этот инструмент очень тихий по своему звучанию, и в оркестре, например, его бы не было слышно из-за его акустических способностей. Но в музыке к балету мы сделали так, что он буквально «перебивает» звучание целого оркестра, то есть здесь его можно отчетливо услышать, чего мы и хотели добиться, - делится композитор Анастасия Дружинина.

Сцена оперного оказалась мала

Мнения зрителей после премьеры, по обыкновению, разделились. Кто-то был в восторге от новизны и духа современности на сцене оперного, а кого-то эта новизна ввела в полное непонимание увиденного. Однако в любом случае равнодушным с балета не ушёл ни один человек.

- На этот балет сходить было именно любопытно, потому что, во-первых, накануне читала множество анонсов про него в прессе, а во-вторых, понимала, что будет что-то необычное. И да, меня лично постановка приятно удивила. Понравилась и новизна музыки, и хореография, хотя местами видела отсутствие синхронности у артистов балета, особенно в массовых номерах. Но больше всего впечатлили декорации и игра света. Это было очень зрелищно и масштабно. Пожалуй, настолько масштабно, что сцена нашего оперного показалась даже слегка маловатой для такого действа, - поделилась улан-удэнка Мария.

Кто не смог познакомиться с национальным балетом «Земля веры –Баргуджин Тукум» 19 и 20 мая, сможет теперь посмотреть его только в новом театральном сезоне. Следующий показ состоится в Бурятском театре оперы и балета 20 сентября 2023 года.

Георгий Ковалевский, театральный критик (г. Санкт-Петербург):

⁃ Хочу поздравить театр с очередной премьерой. Это всегда важно, чтобы в театре были свои эксклюзивные вещи. Не балет, который был когда-то написан классиками. А это можно сказать новый продукт, в котором есть этнические моменты, классическая и современная хореография. На мой взгляд, получился очень яркий и современный спектакль.

Олеся Шигина, глава фестиваля «Кино на службе Отечества», поэт, режиссёр:

⁃ Порадовал уровень музыки. Красивейшая музыка, она затрагивает сочетающие в себе глубины традиционное бурятское, русское и что-то советское. Получился тот симбиоз, который нужен современной музыке. А то что автор местный, это чудесно, очень порадовало.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру