К слову, это уже вторая Государственная премия: первую он получил в 2002 году. Заслуженный деятель искусств Республики Бурятия, кандидат философских наук — его регалии и достижения говорят сами за себя. Баир Дондоков создает масштабные музыкальные произведения, от симфоний до опер, от камерных ансамблей до музыки для кино и театра. Его творчество — это гармоничное сочетание глубокого понимания традиций и смелых новаторских экспериментов. Среди его последних работ — «Балетные сцены» для камерного оркестра, «In Memoriam» для восьми виолончелей, «Монгольская партита» для виолончели соло.
Однако главным событием последнего времени стала опера «Эреэхэн», которая не только принесла композитору Государственную премию Бурятии, но и была удостоена премии «Опера года России-2023», по версии авторитетного издания «Музыкальное обозрение». В основе оперы лежит пьеса Базара Барадина — одного из основателей бурятской автономии, чье наследие продолжает вдохновлять исследователей и творцов. Вот почему «Эреэхэн» больше, чем только музыкальное произведение, но еще и своеобразный культурный мост, соединяющий прошлое и настоящее, традиции и современность.

В интервью «МК в Бурятии» Баир Дондоков рассказал о своем пути, роли художника в современном мире и об опере «Эреэхэн».
— Баир Бато-Дугарович, поздравляем вас с присуждением Государственной премии Респуб-лики Бурятия за оперу «Эреэхэн».
— Спасибо! Но это не персональная награда. Премия присуждена коллективу постановщиков: кроме меня это режиссер Олег Юмов, который собрал, объединил и воодушевил всех нас, художники — прославленный Даши Намдаков и талантливая Сэсэг Дондокова, создавшие удивительно прекрасный визуальный мир, в котором живут герои оперы. Моя музыка, которая сначала была только на бумаге, зазвучала совсем по-другому на сцене, в их декорациях и в живом исполнении. И, несомненно, это высокая награда — заслуга нашего оперного театра, всего его коллектива.
— По итогам музыкальной жизни России 2023 года ваша опера, согласно рейтингу издания «Музыкальное обозрение», получила премию «Опера года».
— После премьеры опера обсуждалась в союзе московских композиторов, где получила самые высокие оценки от известных композиторов и музыковедов, профессоров Московской консерватории и Гнесинской академии. Были отмечены оркестр и хор Бурятского театра: не в каждом московском театре они так хорошо звучат. Особое восхищение вызвали певцы, было сказано, что они достойны поколения Лхасарана Линховоина, это был идеальный кастинг, выбор исполнителей. Один авторитетный музыковед сказал, что это роскошная постановка — как в Парижской опере.
— Вас пригласили выступить с докладом в Институте монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения наук Российской академии наук на тему о пьесе Базара Барадина, по которой и создана ваша опера.
— Для меня честь выступить перед учеными, интеллектуальной элитой республики, которые ведут фундаментальные исследования, в том числе по наследию Базара Барадина. Он был не только одним из отцов-основателей бурятской автономии, к 100-летию которой опера была заказана министерством культуры Бурятии, но и основателем этого научного учреждения. Опера рассказывает о встрече представителей бурятского народа с Петром I, которая произошла в Москве 22 февраля 1703 года. По григорианскому календарю это 5 марта. Знаменательно, что наш оперный театр покажет оперу 5 марта, то есть день в день спустя 322 года!
— Вы выступали также в московском Гостином ряду на круглом столе на тему «Роль художника в России», посвященном юбилею выдающегося русского философа Александра Зиновьева. Это он — автор романа «Зияющие высоты» и термина «гомо советикус»?
— Да. Организаторы этого мероприятия пригласили меня, узнав, что я единственный в России композитор с ученой степенью кандидата философских наук, да еще с многолетним опытом работы в министерстве культуры России.
— И какова, на ваш взгляд, роль художника в России?
— Ответ на этот вопрос я нашел у самого Александра Зиновьева: художники отвечают на запросы общества. Если представить общество живым организмом, то культура является его естественной составной частью. Каждый человек выбирает произведение искусства, отвечающее его вкусу и уровню интеллекта. От себя добавлю, что полные залы в нашем оперном театре не просто радуют, но и говорят многое о нашей замечательной публике.