Анатолий Батомункуев: «Бурятии нужна своя литература»

Как улан-удэнский писатель пробивается в большую литературу и почему современной Бурятии не хватает новых имен

Анатолий Батомункуев: «Бурятии нужна своя литература»
Фото: Василий Тихомиров.

В Бурятии не так много молодых известных авторов, которые стремятся стать профессионалами. Тех, кто не просто каждые два года участвует с одним-двумя рассказами в конкурсе «Новая проза» и пытается в ежедневной рутине найти время и для собственного развития, а кто действительно стремится развивать свое мастерство и пытается пробиться в мир большой литературы. Их действительно не очень много.

Один из таких авторов — Анатолий Батомункуев, который на прошлом конкурсе «Новой прозы» стал лауреатом номинации «Классический» с сильным рассказом «Поворотные моменты».

О том, как он начинает свой путь писателя, сколько сил вкладывает в свое развитие и о настоящем бурятской литературы Анатолий рассказал в интервью «МК в Бурятии».

«Читал все»

На просьбу кратко рассказать о себе, отвечает незатейливо и очень кратко.

— Меня зовут Батомункуев Анатолий Викторович, 43 года. Родился и вырос в Улан-Удэ. Учился в школе №19, затем в лицее №24 получил специальность «Реставратор памятников деревянного зодчества». Потом учился на архивариуса и поступил на исторический факультет БГУ. В итоге закончил Восточно-Сибирскую академию культуры. После института долгое время работал в телекоммуникационной сфере, в отделе логистики. Появилась семья, дети. У младшей дочки аутизм, поэтому мы посещаем с ней развивающие занятия и различные корректирующие мероприятия.

Второй вопрос, конечно же, касается выбора писательского пути. Интересно, что уже в процессе обучения этому мастерству он с удивлением узнавал в себе самом того, кем хотел стать.

— В школе пробовал писать стихи, в институте писал миниатюры для КВН и сценарии для различных студенческих активностей. Но это все было для развлечения. В 2022 году поступил на писательский курс к Илье Одегову, это казахстанский писатель, коуч. Наткнулся на его посты в соцсетях и что-то внутри меня отозвалось. В процессе обучения находил в себе интересные писательские способности, это было неожиданно. В конце обучения я написал итоговую работу, рассказ «Корни». В прошлом году он вошел в шорт-лист конкурса «Этноперо-2024», проводимый Свердловской областной межнациональной библиотекой имени П.П. Бажова.

Конечно, как и у многих авторов, все начиналось с книг, прочитанных в детстве.

— Моя бабушка купила дом в Заиграевском районе, и я на лето ездил к ней. Телевизора там не было и от скуки я начал читать. Это захватило меня, я перечитал все книги в доме и просил у бабушки деньги на книжки. В перестроечные годы старое рушилось, все быстро менялось. Так было и с ценами в книжном магазине, на многие произведения цены были еще советские, и на новые деньги, пусть и небольшие, получалось взять несколько книг. Читал все подряд — детективы, сборники рассказов, бурятские мифы, фантастику, классическую литературу.

По его словам, одним из любимых авторов в юности стал Александр Грин, но сейчас его интересы разнообразны.

— Люблю читать о людях размышляющих, думающих. Это в основном. В целом читаю все, что приглянется. В последнее время стараюсь восполнить пробел и знакомлюсь с современными отечественными авторами. Из недавнего понравились «Дни Савелия» Григория Служителя и «Лавр» Евгения Водолазкина. Еще лично познакомился на 29-м книжном салоне с Исламом Ханипаевым. Это дагестанский писатель, в его работах «Типа я» и «Большая суета» описываются некоторые эпизоды жизни этой кавказской республики, и ты невольно проводишь параллели с жизнью нашей республики и находишь какие-то сходства, это интересно.

«Было круто»

— Первые мои рассказы были написаны специально для конкурсов. После окончания литературного курса было понимание, что у меня что-то получается и мне было этого достаточно. В 2024 году я попал на литературные мастерские АСПИР, проходившие в г. Хабаровске. Там собрались люди со всего Дальнего Востока. Нас было несколько групп: проза, поэзия, детская литература и драматургия. Мы предварительно читали работы друг друга, потом на семинарах разбирали их. Это был для меня новый опыт, критика произведения и поддержка автора, такие эмоциональные качели. Было круто. Так вот, большинство коллег и преподаватели (а это глава Хабаровского отделения союза писателей России и редактор крупного московского издательства) высоко оценили мой рассказ «Поворотные моменты». Вообще эта поездка мне многое дала: и идей, и знакомств. Андрей Лыков из Находки сделал аудиоверсию моего рассказа в качестве поддержки. Я по-другому взглянул на свое творчество. Произошла переоценка. Захотелось создать по-настоящему сильное произведение. И в декабре прошлого года мой рассказ «О чем молчит печальный цвет сараны» стал победителем в конкурсе «Гансал би мэдэнэб/О чем знаю только я», проводимом Национальной библиотекой Республики Бурятия, в номинации «Произведение на русском языке».

На вопрос «Что важно для писателя», отвечает коротко: «Писать просто о важных вещах».

  • 2022 г.  — специальный диплом жюри союза писателей ДНР, журнала «Ровесники», портала  «Литра.Онлайн». «За оригинальность и яркое раскрытие образов» —  рассказ «Фроз»; 
  • 2023 г. — лауреат V межрегионального конкурса «Новая проза». Рассказ «Поворотные моменты», 3 место в номинации «Классический»; 
  • 2024 г. — участник литературных мастерских АСПИР, г. Хабаровск;
  • 2024 г. — лонг-лист премии «Данко». Рассказ «Поворотные моменты»;
  • 2024 г. — шорт-лист конкурса Бурятской республиканской типографии. Рассказ «В гости к Эжике»;
  • 2024 г. — шорт-лист конкурса «Этноперо». Рассказ «Корни»;
  • 2024 г. — победитель конкурса малой прозы «О чем знаю только я», номинация «Лучшее произведение на русском языке». Организатор конкурса Национальная библиотека Республики Бурятия. Рассказ «О чем молчит печальный цвет сараны»;     
  • 2024 г. — 2 место в конкурсе «В год грядущий», проводимый сборником фантастики и фэнтэзи  «Битва». Рассказ «Времени круговорот».

Публиковался в нескольких сборниках, в том числе: бурятский альманах «Новая проза», сборник ультракороткой прозы «Зерна», казахстанский журнал «SOZDAY» и т.д.

«Нам нужна своя литература»

Мы поговорили немного и о бурятской литературе. Анатолий, как и многие из нас, больше знает писателей Бурятии из советского времени.

— В основном это советские писатели: Раиса Белоглазова, Исай Калашников, Хоца Намсараев. Из поэтов — Намжил Нимбуев. Из наших современников читал отрывки из книги Алексея Гатапова «Доржи Банзаров. Дневник чиновника особых поручений». Очень понравилось.

На вопрос, есть ли сегодня современная бурятская литература и нужна ли она вообще, Анатолий отвечает осторожно, но достаточно откровенно.

— Я вижу сегодня людей, тех, которые пишут, в виде отдельных фрагментов. Они вроде бы и есть, но в целом пазл, под названием современная бурятская литература, не складывается. Но это только мое личное мнение. Каждый индивид пытается пробиться самостоятельно, а это непросто. В прошлом году проходило два больших открытых конкурса, проводимых Национальной библиотекой и Республиканской типографией. В этом году должен был пройти очередной конкурс «Новая проза», но, к большому сожалению, из-за ряда причин, в том числе и финансовых, его отменили. Современные люди не видят мотивации развиваться в литературе, проще написать злободневный пост в соцсетях и сразу же получить обратную связь, лайки, комментарии. Хотя я считаю, что нам нужна своя литература, в том числе и на бурятском языке.

«Литература это не про деньги»

Также он высказал свое мнение и по вопросу «настоящей» (серьезной) и «ненастоящей» (развлекательной) литературы.

— Тут как в музыке: кто-то любит «попсу», кто-то слушает «классику». Ничего страшного ни в том, ни в другом случае нет. А бывает так, что это один и тот же человек. Еще я сравниваю книги со степенью прожарки мяса. Легкая, средняя и глубокая. Мне нравятся те книги, которые задевают что-то внутри, к которым в мыслях возвращаешься снова и снова. Которые заставляют думать.

Анатолий не отрицает, что пробовал читать современную развлекательную литературу жанра «фэнтези» и про попаданцев на самиздат-порталах. И, может быть, даже попробует написать что-то свое: «Есть такая идея, придумал несколько эпизодов, но это пока в разработке. Что-то с юмором, легкое чтиво». Но о том, чтобы стать профессиональным писателем, чтобы жить с писательских доходов, он пока только мечтает. И признает, что для этого нужно не только иметь талант, но и много трудиться.

— Про это нам как раз говорили на семинаре. Литература это не про деньги. И это говорил редактор московского издательства. Ну, смотри. Сколько ты хочешь зарабатывать? Если хочешь заработать на отдых раз в год или что-то подобное, то это вполне реально. На семинарах познакомился с человеком с Камчатки, который свой писательский заработок называет 13-й зарплатой. Он устроил свой процесс так, что у него стабильно выходят книги и продаются. Конвейер работает. Если хочешь жить только «с пера», то тут надо потрудиться. В целом надо быть энергичным и целеустремленным, чтобы продать себя и свое произведение. Сейчас надо себя пиарить в соцсетях, повышать узнаваемость, делать прогревы, чтобы люди ждали твою книгу. Постоянно подогревать к ней интерес и так далее. Договариваться с издательствами, редакторами и прочее. Даже если вдруг «стрельнешь» и книга зайдет, то не факт, что «стрельнет» другая. А деньги зарабатывает как раз та самая развлекательная литература, в том числе на самиздат-порталах.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №15 от 9 апреля 2025

Заголовок в газете: Анатолий Батомункуев: «Бурятии нужна своя литература»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру