Как живут бурятские композиторы сегодня, а также о праздновании юбилейной даты в интервью «МК в Бурятии» рассказал председатель союза композиторов Бурятии, член союза композиторов России, музыковед Давид Дондупов.
— Давид Доржиевич, вы чуть больше года в должности, какие результаты своей деятельности можете подвести на сегодняшний день?
— О нас стали больше говорить, больше стало мероприятий, авторских и сборных концертов. Недавно закончился марафон юбилейных мероприятий нашего известного композитора, заслуженного деятеля искусств России Виктора Усовича. Концерты прошли на площадках оперного театра, «Феникса», колледжа искусств имени Чайковского. Летом прошлого года прошел первый фестиваль композиторского творчества «Тоонто», а осенью — фестиваль «Улан-удэнские премьеры». Состоялись авторские концерты Баира Дондокова, Александра Прибылова, в сотрудничестве с БНЦ прошел семинар, посвященный премьере оперы «Эреэхэн» Баира Дондокова в Бурятском театре оперы и балета, за которую он получил государственную премию Республики Бурятия. Важным новым направлением союза стала селекционная работа. В ноябре 2024-го и в марте 2025 года мы провели творческую школу «Аялга. Юный композитор», где 15 учеников городских и сельских ДШИ 10 дней жили на базе центра «Асториум» и проходили занятия по композиции у ведущих композиторов Виктора Усовича, Екатерины Олерской, Анастасии Дружининой, Дарьи Коркиной. Кроме того, свои творческие встречи с учащимися ДШИ провела Лариса Санжиева. Ребята из Баргузинского, Кижингинского, Окинского районов учились азам композиции, использовать компьютерные музыкальные редакторы, делать аранжировки, а также прошли профориентационные экскурсии в Бурятском театре оперы и балета, колледже искусств им. П.И.Чайковского и ВСГИКе.

— Как вы планируете отмечать юбилей союза?
— 2025 год является для нас юбилейным, и мы запланировали больше двух десятков мероприятий. Самые крупные состоятся 14 июня — это фестиваль композиторской музыки «Тоонто», и 1 октября — юбилейный гала-концерт. Благодарим за поддержку министерство культуры Республики Бурятия и министра Соелму Баяртуевну Дагаеву. В сентябре состоится научная конференция на базе ВСГИКа, где нам будет выделена отдельная композиторская секция. Мы подготовим доклады по композиторам и вопросам истории бурятской школы, а также издадим библиографический указатель, где будут указаны все произведения и биографические данные композиторов за всю историю союза. Последний такой сборник выходил 25 лет назад. На днях трое композиторов — Пурбо Дамиранов, Виктор Усович, Анастасия Дружинина — вместе со мной вылетают в Казань на совместный с татарскими коллегами концерт, посвященный нашему юбилею. Это будет первый выезд за последние десятилетия в такую значительную творческую поездку, поддержанную союзом композиторов России и минкультом России.
— А зачем вообще нужен союз композиторов сегодня?
— Главная задача союза — популяризация академической бурятской музыки, а его председатель занимается организационной деятельностью. Союз композиторов — это общественная организация. И его миссия, на мой взгляд, воспитывать зрителя, увлекать глубинными и уникальными образами, убеждать, что современная музыка — это не только что-то потребительское, а язык, на котором можно говорить и о серьезных вещах.
— 85 лет — это огромный отрезок времени. Как вообще появился союз в нашей республике? С чего все началось?
— Главной точкой отсчета для всей профессиональной музыки республики является первая декада Бурят-Монгольского искусства в Москве, которая триумфально прошла в 1940 году. Тогда было принято решение о создании оперного театра, филармонии, драмтеатра и, собственно, союза композиторов.
— Какой период можно назвать расцветом союза?
— Расцвет я связываю с первым поколением композиторов Бурятии — Ямпилов, Батуев, Аюшеев. Вообще в советское время профессия композитора была в почете и уважении. Это была, действительно, элита общества, а по музыке и развитию композиторского ремесла судили, в целом, и о развитии народа в отдельно взятой национальной республике. Конечно, это было и идеологическим делом, композиторы сочиняли и про революцию, вождей, государственные праздники, но в то же время появилось множество шедевров, которые звучат и по сей день. Это и знаменитый балет «Красавица Ангара» Ямпилова и Книппера, который стал «визитной карточкой» нашего театра, «Колхозная сюита» Батуева, «Лик богини» Ирдынеева, песни Цырендашиева, Андреева, Манжигеева, детские сочинения Усовича и многое другое. Если задаться вопросом, можно открыть для себя такую удивительную сокровищницу родных мелодий бурятских композиторов, созданных в 50-е, 60-е, 70-е годы.

— А самый тяжелый момент в развитии композиторского искусства когда был?
— Как и люди разных профессий по всей стране, в 90-е годы композиторы, можно сказать, были выброшены на улицу. Развалился Советский Союз, и перестала существовать государственная поддержка композиторов. Раньше ведь они получали зарплату, социальные привилегии, жилье, была практика госзакупок произведений и многое другое. И этого всего вдруг не стало.
— В советское время авторы стремились попасть в творческий союз из-за почета и поддержки, как вы говорите. А сейчас зачем вступать? Что это дает?
— «Композитора обидеть может каждый». А если это целое сообщество единомышленников? Поскольку профессия штучная, авторам важно слышать друг друга, обсуждать новые произведения, составлять программы и проекты, вместе отстаивать свои интересы. А делать это проще сообща.
— Молодые композиторы не стремятся уехать? Сколько сегодня членов? И сколько среди них молодежи?
— Дело в том, что в нашей организации нет привязки к прописке. К примеру, Баир Дондоков и Денис Хоров живут в Москве, но они с гордостью носят статус члена союза композиторов Республики Бурятия, хотя являются уже и членами союза России, и союза московских композиторов. Лариса Халтанова живет в Ангарске… А молодежи у нас сейчас половина. Это Анастасия Дружинина, Дарья Коркина, Роман Хозеев, среди музыковедов — Светлана Бубеева и другие. Всего 16 человек.
— Какие возможности есть у тех, кто пишет музыку? Какое качество музыки у наших композиторов?
— Обсуждать качество работ композиторов — это, в целом, неблагодарное дело, как мерить температуру по больнице. У каждого есть удачные и неудачные опусы, а оценка таланта — это вообще субъективная вещь. Возможностей у композиторов на сегодняшний день значительно больше, чем, допустим, лет десять назад. Сейчас есть огромное количество конкурсов, творческих субсидий и грантов. В прошлом году, например, Анастасия Дружинина была победителем всероссийского конкурса «Партитура», в этом году различные конкурсы выиграли Екатерина Олерская и Денис Хоров. Сам союз композиторов Республики Бурятия недавно стал победителем президентского фонда культурных инициатив. И 26 июля мы будем проводить композиторский фестивальный «опен-эйр» в «Байкальской гавани» возле маяка «Расея: от Байкала до Енисея». Впервые в истории Бурятии академическая музыка бурятских композиторов прозвучит на берегу священного озера, приедут гости из Тывы, Якутии, Москвы и Татарстана.
— Опишите образ современного композитора.
— Современный композитор — это универсал. Никто не живет только за счет собственных произведений, все где-то работают педагогами, заведующими музыкальной частью, продюсерами. Это такой «сам себе» музыкальный менеджер, который сам пишет музыку и сам ее продает. Творческий союз ему в этом помогает, подсказывает и где-то даже лоббирует.
— 14 июня в Бурятском театре оперы и балета состоится концерт «Тоонто». Что увидит зритель?
— Так как фестиваль посвящен Дню России, то мы решили нынче пригласить в рамках празднования нашего 85-летнего юбилея коллег из других национальных республик — Татарстана (я считаю, самого сильного регионального отделения — для обмена опытом), Башкортостана, Калмыкии. Будут и популярные песни бурятских композиторов в исполнении солистов Бурятского театра оперы и балета, новые произведения наших авторов, прозвучат бурятские и татарские национальные инструменты. Ждем всех любителей бурятской профессиональной музыки 14 июня в 17.00 в театре оперы и балета! (6+)