Многие стихи Леонида Ламажапова иронические, но при этом очень теплые и дружеские. Такой же и сам автор — теп-лый и уютный. На презентации, которая прошла в аналогичной атмосфере, поэт рассказал о первых своих публикациях, как, сам не зная того, вошел в сонм местных поэтов, ответил на вопросы читателей и пояснил, почему сборник назван именно так, а не иначе.

В сборник вошли произведения разных лет, а название его, получившееся, по мнению автора, слишком научным, означает всего лишь, что стихотворений за годы накопилось так много, что издание пришлось назвать препринтом — предварительной публикацией полного собрания сочинений.
— Работа над сборником оказалась очень сложной. Я столько всего за эти годы наворотил, что пришлось отбирать. И по ходу этой работы пришло название, которое получилось таким наукообразным. ПСС знают все, кто учился в вузах в советские годы: первые ссылки в списке использованной литературы — это полное собрание сочинений В.И.Ленина — сокращенно ПСС. Молодежь уже не знает и надо объяснять, но книга, в основном, рассчитана на мое поколение, которому понятна аббревиатура. И я так пытался пошутить, что это не полное собрание сочинений, а только препринт, — пояснил автор.
Первые публикации и уже заметный след
Леонид Ламажапов родился и вырос в Улан-Удэ, учился в Новосибирске и Ленинграде, кандидат экономических наук, заслуженный экономист Республики Бурятия. К концу трудовой карьеры работал в аппарате правительства Бурятии, откуда ушел на пенсию. По его словам, писал он всегда: в школе, в институте, в 90-е и нулевые, первая публикация случилась в 80-е — тогда его опубликовали в газете «Энергия» Новосибирского электротехнического института.
— Еще, помню, я на всех своих одногруппников написал эпиграммы. 24 эпиграммы, их я принес главному редактору газеты — Борис Федорович Ласточкин, был такой редактор тогда, и он, конечно, все эти мои эпиграммы «зарезал». И я понял, что такие вещи в советской печати нельзя публиковать. Я помню одну эпиграмму, у нас была профорг Наташа Данюта, и я писал про нее следующее:
Наш профорг Данюта
К власти рвется люто,
Ей примеры в Польше
Нравятся все больше.
— Это был прямой намек на профсоюз «Солидарность», Леха Валенсу, военное положение и так далее. И Борис Федорович, как коммунист, сказал: «Такая эпиграмма точно не пойдет».
В свое время публикацию его стихотворений одобрили в Литературной газете, но что-то не задалось.
— Если помните, там на последней странице был «Клуб 12 стульев», где в рубрике «12 табуреток» публиковались любители. И мои стихи одобрили для публикации, но так и не напечатали.
Зато в 90-е его сатирические стихи на злобу дня с удовольствием брали для публикации на последних страничках республиканских изданий: «Уберут пару анекдотов и поставят мои стихи».
И если раньше его стихи в основном были юмористические, сейчас автора тянет уже на серьезные темы.
— С возрастом стал какой-то пафос появляться в моих стихах. Более-менее серьезные стихи стали. Но я пишу только о себе, своих мыслях, переживаниях и чувствах.
И в 21 веке он стал постоянным автором журнала «Байкал».
— В журнале серьезные публикации пошли. Вышла серия моих эссе о поездках в Индию, Южную Корею, Монголию. Несколько подборок стихотворений я там опубликовал. И несколько критических статей вышло на сборники стихов моих знакомых: Булата Аюшеева, Есугея Сындуева, Сергея Тумурова. И я писал к ним критические статьи. В журнале «Байкал» не хватает критических статей, нет литературоведов, и они мои критические заметки взяли с удовольствием. Последняя критическая статья была о романе моего друга Аркадия Перенова «Черемуховый свет».

Также он отметил, что его имя есть на «Поэтической карте Улан-Удэ», составленной сотрудниками Центральной городской библио-теки к 350-летию столицы Бурятии.
— Я эту карту увидел в 2017 году. Здесь проходило заседание исторического клуба, и мы слушали лекции по истории Бурятии. Очень интересный клуб был. И как-то мы с сыном пришли, сидели, и сын говорит: «Папа, там наша фамилия». Выяснилось, что то, что мы публикуем, кто-то где-то читает. Мне думалось это все в бездну. Никаких отзывов я раньше не слышал, только от друзей, но, похоже, библио-тека все это отслеживает и я вдруг оказался на этой поэтической карте.
Первое действие того самого балета
И если и раньше он писал много, то сейчас, на пенсии, пишет каждый день. Полное название сборника поэт даже хотел назвать «Препринт ПСС в 50 томах», но, подумав, решил все же убрать последнее уточнение.
— Я всю жизнь писал что-то. Для себя, для друзей, писал эпиграммы, юморески и так далее. Услышав как-то в интервью одной поэтессы, что сегодня, когда есть социальные сети, поэту не нужно бегать по редакциям журналов и выпускать книги. Я это услышал и начал свои опусы рассылать своим друзьям, которым, наверное, уже надоел, потому что в последние пять лет, с выходом на пенсию, я стал писать чуть ли не каждое утро. Стихов накопилось много.
На издание сборника его вдохновил друг и большой поэт Бурятии Константин Соболев.
— Он мне стал говорить: «Тебе надо книгу издать. Вот ты все пишешь в соцсетях, а оно все пропадет. Давай издавай книгу, и когда ты ее издашь, от тебя худо-бедно что-то останется». А мы с ним в последнее время общались очень плотно, и он на меня давил. И книжку заставил издать, и провести презентацию: «Книгу издал, а теперь ее нужно презентовать. А иначе никто твою книгу не заметит». Я выполняю задание Константина Альбертовича, — пошутил поэт.

«Но это не последнее действие «марлезонского балета», — отметил Леонид и рассказал, что еще одна презентация книги пройдет этой осенью в рамках Книжного салона. Об этом он узнал в Национальной библиотеке, где представил книгу.
О себе, о друзьях и о талантах
Себя он называет «прикладным поэтом».
— Я понял, что я прикладной поэт. Когда учился в Новосибирске у нас была параллельная специальность «прикладная математика». Вы же знаете, чем отличается прикладная математика от чистой математики? Чистая математика — это решение задач, абсолютно не привязанных к жизни. А прикладная математика — та, что прикладывается к нуждам экономики и так далее. И хоть я экономист, нас тоже готовили для решения прикладных задач. Мы решали задачи расчета зарплат и прочее. Так что слово «прикладной» меня нисколько не смущает, — рассказал Леонид и прочитал стихотворение, посвященное Амарсане Улзытуеву.
По мнению Амарсаны
Я — прикладной поэт:
«Такие поэты тоже нужны,
Почему бы и нет?..».
В сборнике много стихотворений, посвященных друзьям, в том числе бурятским поэтам Константину Соболеву, Аркадию Перенову. По сноскам в сборнике видно, что автор посвятил каждому из последних двух друзей отдельные циклы. На презентации он очень тепло отзывался и читал стихи о них. К примеру, нашла отражение в рифме борьба поэта Константина Соболева, тогда еще депутата Народного Хурала, за журнал «Байкал». Известного в Улан-Удэ писателя, поэта и художника Аркадия Перенова он сравнил со «сталкером» из одноименного фильма Андрея Тарковского, снятого по мотивам произведения братьев Стругацких «Пикник на обочине».
Также Леонид Ламажапов ответил на вопросы читателей. Известный в Бурятии общественник Алдар Гунтупов спросил: «Как привлечь в литературный процесс молодежь и не только, людей, «пишущих в стол». Как оживить литературный процесс, чтобы люди издавали книги, как вы?».
— По моему мнению, талантливых людей поддерживать не надо. Они сами прорвутся. А государство со своей точки зрения поддерживает писателей, пример — издание журнала «Байкал». Это тоже достаточно большое финансирование. Конкурсы различные проводятся. Я рассказал о том, как Константин Альбертович добился возрождения «Байкала», но он также добился стипендии для молодых писателей и поэтов. На федеральном уровне проводятся семинары, на них ездят наши молодые авторы.
На вопрос, планирует ли он в будущем писать прозу, ответил, что возможно и напишет. Тем более у него в багаже есть опубликованные эссе в журнале «Байкал», в последних из них он уже писал заметки путешественника не от своего имени, а от персонажа Семен Семеновича.
Книгу Леонида Ламажапова можно приобрести в магазине издательства «Номад» в Доме печати, в киоске Национальной библиотеки и магазинах «Полином». У поэта есть телеграм-канал, где он делится своим творчеством t.me/don_dokich_lamazhnchskiy.
Поэт Константин Соболев опубликовал на своей странице в соцсети отклик на книгу Леонида Ламажапова «Препринт ПСС»:
Это вам гарцевать не на площади…
«Он похож на мишку, пушисто-круглого, теплого, доброго, хотя за стеклышками очков лучатся смехом глаза, глаза человека, хорошо знающего людей, уверенного в себе человека.
Неслучайно до пенсии он действительный государственный советник Рес-публики Бурятия первого класса, кандидат экономических наук, заслуженный экономист республики. …И стихи больше шуточные, со своеобразным юмором.
Леонид Ламажапов. Я познакомился с ним, работая в Народном Хурале заместителем комитета по социальной политике, а он был заместителем начальника информационно-аналитического управления. Первые месяцы мы обсуждали чисто рабочие моменты, но затем выяснилось, что он тоже пишет. Так началась наша дружба.
Признаюсь: всех интересных, много знающих и много испытавших великолепных рассказчиков я агитирую заняться писательством. Когда мне это удается и человек уже написал немало, подбиваю его издать написанное книгой. Выйдет одна — выйдет и другая.
Жаль бывает, когда человек уходит и уносит с собой россыпь жемчужин! Помню, сколько историй о писателях знала Ильина Наталья Николаевна! Редактор от Бога, пятнадцать лет проработала на радио, была редактором журнала «Байкал». Она работала со всеми знаменитыми писателями Бурятии. Я не раз просил ее записать эти истории. Писатели в них вставали, как живые! Какая увлекательная получилась бы книга!
Однажды одного бразильского тренера по футболу спросили: чем наши тренировки отличаются от бразильских? «Вы работаете над исправлением недостатков спортсменов, а мы развиваем их сильные качества!» — ответил тренер. Пойду и я по пути того тренера.
Леонид уже печатался в республиканских газетах и в журнале «Байкал». И вот первая книга. Уверен, будут и еще. Он хорошо пишет прозу, свободно, раскованно. Я читал его воспоминания о детстве. Они душевно-теплые, переполненные любовью и тихой грустью к родным людям и прошлому».