Улан-Удэнская «приборка» раскручивает «гражданку»

Дмитрий Пивоваров: «Мы сами должны развиваться и выделиться на общем фоне»

12.09.2018 в 05:50, просмотров: 713

«Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение» могло бы застрять в своем славном историческом прошлом как проводной телефон, оказавшийся тупиковой ветвью в отрасли связи.

Улан-Удэнская «приборка» раскручивает «гражданку»
Фото: пресс-служба «У-УППО».

Если бы не новая команда менеджеров, пришедшая на смену старой, «приборка» разделила бы участь многих промышленных предприятий, не нашедших себя в условиях рыночной экономики. Не помог бы даже спасительный оборонный заказ, благодаря которому приборостроительное объединение дотянуло до наших дней.

Коммерческий директор Дмитрий Пивоваров рассказывает «МК» в Бурятии», что диверсификация производства «Улан-Удэнского приборостроительного объединения», а проще говоря — выход на продукцию гражданского назначения, была единственным шансом на спасение предприятия и его коллектива от незавидной участи. И это, похоже, удается.

— Когда я приехал в 2017 году на предприятие, здесь не было даже отдела маркетинга, — говорит Дмитрий Владимирович. — Поэтому пришлось начинать с нуля, изучать возможности завода, сканировать рынок на выявление тех направлений в гражданской сфере, которые бы могли приносить деньги предприятию. Передо мной стояла сложная задача: поиск партнеров и рынка сбыта.       

Сразу скажем: работа стала приносить плоды. Если в 2016-м и 2017-м годах доля гражданской продукции на «Улан-Удэнском приборостроительном производственном объединении» равнялась нулю, то по итогам не завершившегося еще 2018 года — 43 процента. Ниша, словно пустой сосуд, была заполнена, в том числе, благодаря такому прорывному проекту, как производство «умных» счетчиков для энергетического сетевого хозяйства Сибири и Дальнего Востока.

Со дня заключения договора о сотрудничестве с Новосибирским научно-производственным объединением «РиМ», о чем активно писала местная пресса, на предприятии выпущено уже 30 тысяч счетчиков с разной степенью их производственной локализации.

— Люди должны знать, что речь не идет о производстве счетчиков с нуля — от и до. Наше участие в них составляет пока незначительную долю, но со временем она обязательно возрастет, — поясняет Дмитрий Пивоваров. — Мы получаем из Новосибирска комплектующие изделия, занимаемся здесь их сборкой, спайкой, добавляя свое участие. А затем реализуем потребителям — сетевым хозяйствам, до которых нам, в отличие от Новосибирска, рукой подать. Это выгодно и надежно. И это нормальная практика, которая применяется во всем мире. К примеру, Улан-Удэнский авиационный завод производит свою авиационную продукцию из комплектующих (в том числе и наших), поставляемых на предприятие с различных заводов России. Так и со счетчиками...

Дмитрий Пивоваров рассказывает, что задача максимум не только загрузить предприятие работой, но и вытеснить с рынка Сибири и Дальнего Востока аналогичную продукцию китайского производства — насколько это вообще возможно. Задача более чем патриотичная, учитывая промышленную экспансию мощного соседа, который только и норовит, как воспользоваться слабиной российских товаропроизводителей. В пользу «умных» счетчиков от «У-УППО» говорит их качество, которое даже с учетом цен в конечном итоге обеспечит гораздо более длительную их эксплуатацию — без ремонта и замены комплектующих. А значит, по итогу  выйдут дешевле «китайских».

Новый цех по производству смарт-счетчиков. Фото: пресс-служба «У-УППО».

Реновация «У-УППО» - это возможность встать на новые рельсы производства гражданской продукции. Фото: пресс-служба «У-УППО».

— Докупать ничего не придется, менять ничего не придется. Мы за счет этого и станем дешевле. Продукт не простой — умное решение высокого уровня, интеллектуальная разработка.

Об уверенном росте промышленного производства на предприятии говорят и такие цифры. Если в 2016 году выручка на «У-УППО» составляла 966 миллионов рублей, то в 2018-м она превысит 1,5 миллиарда рублей. И это — несмотря на сокращение объемов оборонного заказа.

Собственно сокращение «оборонки» и заставляет сегодня «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение» активно развивать гражданское направление деятельности. А «гражданка» — дама упрямая. Это «оборонзаказ», образно говоря, спускается сверху, как манна небесная — здесь вам и гарантированная загрузка, и такая же гарантированная отгрузка потребителям. Ничего дополнительно придумывать тут не надо, требуется только строгое соблюдение качества и объема. Другое дело — «гражданка». Мало просто договориться с партнерами, разместить у себя заказ и произвести продукцию. Ведь в чем отличие оборонзаказа от «гражданки»? Никто не гарантирует ее продажу. Отсюда — создание коммерческой службы и усиление службы маркетинга.

— Мы не можем работать «на склад», — поясняет Дмитрий Пивоваров. — Все, что произвели, необходимо продать потребителю. К примеру, как это произошло с нашим нынешним партнером — компанией «Рос-сети», подразделения которого представлены и в Бурятии, и в соседних сибирских регионах. Теперь мы не только поставляем им свои счетчики, но и берем на себя гарантийное и техническое послегарантийное обслуживание. Выгодно? Выгодно!  

Конечно, «оборонка» с предприятия никуда не денется. Учитывая консерватизм авиационной техники, это обеспечит предприятие гарантированными заказами на ближайшую перспективу. Но технологии не стоят на месте, и даже самый надежный датчик в самом надежном вертолете когда-то потребует замены на более совершенный. Сможем ли мы в нужный момент перестроиться?

«Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение» хоть и является одним из старейших в России (построен в 1960 году), среди других ему подобных считается середнячком.

— Особыми технологиями и мощностью похвастаться сейчас мы не можем, — признается Дмитрий Пивоваров. — Поэтому надо думать о завтрашнем дне и, развиваясь технологически для обеспечения нужд оборонной промышленности, научиться конкурировать еще и в гражданской сфере, открывая для себя новые рынки, участвовать в конкурсах и тендерах, в региональных и федеральных целевых программах, то есть делать то, что наши предшественники по объективным причинам не делали и не умели делать. Ведь если оглядеться по сторонам, рядом с Бурятией — Иркутск, Красноярск. А если на федеральном уровне — конкуренция еще больше. Ждать, что кто-то придет и принесет в наш регион много денег, не стоит. Нужно самим проявлять активность. Надо менять мировоззрение. Мы сами должны развиваться и выделиться на общем фоне. И если мы не покажем, на что способны, так и останемся в «середняках». Это в лучшем случае.

Дмитрий Пивоваров рассказывает, что сфер для приложения деятельности много. Теоретически «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение» способно обеспечить своей продукцией различные движущиеся агрегаты, такие, как станки, лифты, самолеты, вертолеты. Список можно продолжать.

Тем временем шаги предприняты. В начале сентября «У-УППО» посетила делегация инновационной российской компании «IDM Plus» (г. Москва, Зеленоград), которая ведет перспективные разработки в сфере датчиков и преобразователей углового положения.

— Объединив усилия с компанией «IDM Plus», мы сможем вести разработку и серийно производить современные датчики угла и положения, которые способны трансформировать аналоговый сигнал в цифровой. Эти датчики применяются в авиационной промышленности, станковом машиностроении и в лифтостроении. Это перспективный проект, который мы готовы принять к реализации.  

Но одно дело — умные приборы, на производство которых объединение заточено, что называется, по умолчанию. Другое дело — перспектива участия в производстве… инвалидных колясок.

— Мы действительно ведем переговоры с российским производителем АНО «Катаржина», предлагая этой компании свое участие в изготовлении комплектующих для инвалидных колясок, их сборки, а также совместное продвижение продукции. В настоящее время изучаем рынок сбыта этой продукции. Китайские производители поставляют в Россию достаточно дешевые коляски, но жизненный цикл их зачастую не выдерживает никакой критики. Из-за доступной цены покупают китайское, но оно быстро выходит из строя. Мы в партнерстве с «Катаржиной» сможем производить качественные инвалидные коляски широкого спектра — надежные и с большим сроком эксплуатации, — поясняет Дмитрий Пивоваров. — Для этого изучаем потребности и возможности рынка, ведем переговоры с учреждениями социальной сферы. То есть занимаемся тем, что и входит в понятие маркетинг.

Отметим, что реновация «Улан-Удэнского приборостроительного производственного объединения» проходит в непростых условиях. В этом процессе главное не затормозить, не смутиться и не растеряться от неизбежной критики и такой же неизбежной оптимизации производства. Дорога в будущее всегда чревата трудностями.

— Мы идем на изменение как структурное, так и качественное, а, значит, берем на себя ответственность за судьбу предприятия и его коллектива. Новые проекты — это возможность быстро и безболезненно перестроиться, встать на новые рельсы производства продукции гражданского назначения, уверенно оставаясь в обойме оборонных предприятий России, и работать на нужды экономики Бурятии.