В Бурятии правоохранительные органы проверят министерство сельского хозяйства

Счетная палата установила факты неэффективного использования бюджетных средств

25.05.2019 в 04:14, просмотров: 1973

Счетная палата Бурятии проверила эффективность и целевое использование бюджетных средств, направляемых в 2016-2018 годах по линии Минсельхозпрода на развитие агропромышленного комплекса.

В Бурятии правоохранительные органы проверят министерство сельского хозяйства
Фото: пресс-служба Минсельхозпрода Бурятии.

Проверялись, в частности, деньги, предназначенные на техническую, технологическую модернизацию и инновационное развитие сельхозтоваропроизводителей, на что было выделено порядка 200 миллионов рублей. Материалы проверки были направлены в правоохранительные органы для принятия правового решения.

Счетная палата Бурятии отметила высокую востребованность у сельских товаропроизводителей программных мер государственной поддержки. Если в 2016 году деньгами на технологическую модернизацию воспользовалось 17 сельскохозяйственных товаропроизводителя, в 2017 году – 43, то в 2018 году – уже 79. При этом, количество поданных заявок росло еще более быстрыми темпами.

Тем не менее, деньгами министерство сельского хозяйства и их подопечные распорядились крайне неэффективно.

Зерно, да не то

Около 900 тысяч рублей было направлено в 2016 году на оплату научно-исследовательских работ по темам «Разработка технологии «no-till» для новых сортов зерновых культур бурятской селекции в условиях сухостепной зоны Бурятии и «Создание нового сорта яровой пшеницы с высоким потенциалом засухоустойчивости и продуктивности». Счетная палата констатирует, что деньги использованы министерством сельского хозяйства неэффективно – была произведена приемка и оплата работы, не соответствующей требованиям государственного контракта.

Манипуляции с землей

Аудиторы Счетной палаты выявили случаи назначения заниженных показателей результативности - ниже фактически имевшихся посевных площадей за предыдущий год. В результате в 2016 году два хозяйства сократили посевные площади на 249 гектаров. В 2017 году также двумя хозяйствами посевная площадь сокращена на 280 гектаров. В 2018 году одним получателем допущено сокращение посевных площадей на 640 гектаров.

Проверяющие в связи с этим констатируют, что снижение посевных площадей могло оказать негативное влияние на показатели отрасли растениеводства по республике в целом, что, в свою очередь, влияет на объемы субсидий регионам на оказание поддержки, распределяемых из федерального бюджета.

По причине ненадлежащего контроля со стороны министерства сельского хозяйства Бурятии были допущены факты предоставления субсидий сельчанам, не соответствующим условиям их предоставления. Всего за проверяемый период - на сумму свыше 16.5 миллионов рублей.

Манипуляции с техникой

Из 70 единиц закупленной и субсидированной самоходной техники, только 49 было поставлено на учет в Гостехнадзоре Бурятии, что затруднило контроль за соблюдением условия использования субсидий по запрету на отчуждение ее в течение 3 лет. Не предусмотрено условие об обязательной оценке рыночной стоимости приобретаемых техники и оборудования, что, в свою очередь, создавало риски завышения стоимости техники и оборудования, бывших в употреблении.

Так, в 2016 году была необоснованно предоставлена субсидия трем получателям на компенсацию затрат на покупку бэушных сельскохозяйственных машин с 5-летним сроком эксплуатации. В одном случае Счетной палатой установлено многократное завышение реальной рыночной стоимости старого трактора, купленного в три с лишним раза дороже его реальной цены. Как следствие - возможный ущерб бюджету Бурятии составил 4,1 миллиона рублей. А путем неоднократной выдачи инспекторами Гостехнадзора по РБ дубликатов ПСМ 2011 года выпуска трактора был изменен на 2016 год и вообще представлен как совершенно новый.

Счетная палата отмечает, что осмотр фактического наличия техники и оборудования, предлагаемого к субсидированию, проводился сотрудниками министерства сельского хозяйства формально, не производилась их фотофиксация, акты обследования не содержали идентифицирующих сведений (заводской номер, номер двигателя, год выпуска, цвет и прочее) а также сведений о техническом состоянии и степени износа техники и оборудования. А это затрудняет контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.

Кроме того, установлены признаки завышения стоимости спутникового навигационного оборудования. Ни в одном документе не были указаны конкретные поставляемые комплекты спутникового навигационного оборудования, отсутствовала торговая марка, производитель. Неподтвержденная сумма расходов оценивается в сумме свыше 1.5 миллионов рублей.

Счетной палатой также выявлен случай, содержащий признаки незаконных действий при обращении за субсидией. Денежные средства, полученные продавцом, имеющим признаки фирмы-однодневки, от хозяйства-получателя субсидии в счет оплаты за поставку комбайна, на следующий же рабочий день были перечислены со счета продавца на счет аффилированной фирмы, но уже в виде беспроцентного займа. Это тоже станет предметом изучения правоохранительных органов.

Черная дыра

Несмотря на увеличение объемов государственной поддержки в 2017 году в 3 раза в сравнении с 2016 годом, Счетная палата установила снижение показателя «Энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций» с 242 лошадиных сил на один гектар в 2016 году до 194 лошадиных сил на один гектар в 2017 году. В целом показатель остался на уровне 2013 года. При этом энергообеспеченность в Забайкальском крае выше, чем в Бурятия в 1,5 раза, в Иркутской области выше в 1,4 раза.

По Бурятии в сельскохозяйственных организациях наблюдается отрицательная динамика приходящихся на 1000 гектаров пашни тракторов - с 1,3 тракторов в 2016 году до 1,1 - в 2017 году. По сравнению с 2013 годом, количество тракторов на 1000 га пашни в 2017 году снизилось на 39%.

В связи с этим увеличилась нагрузка пашни на 1 трактор с 763 гектаров в 2016 году до 908 гектаров в 2017 году, или на 19%. В сравнении с уровнем 2013 года нагрузка пашни на 1 трактор увеличилась на 67%.

Аналогичная ситуация сложилась по площади посевов на один комбайн. Так, если на 1 зерноуборочный комбайн в 2016 году приходилось 415 гектаров посевов, то в 2017 году - 472, или на 13,7% больше. По картофелеуборочным комбайнам увеличение в 2017 году нагрузки на одну единицу составило 13,8%.

Операция «деградация»

Количество закупаемых и субсидируемых энергонасыщенных тракторов марки «Кировец» оставалось крайне низким и составило в 2016 году 1 единицу, в 2017 году – 2 единицы, в 2018 году – 3 единицы. За весь период было закуплено всего 4 трактора 2-тягового класса марки «Беларус 1221.2» и «Джон Дир» по 2 в 2016 и 2018 годах. При этом наблюдается значительное увеличение количества субсидирования затрат на приобретение маломощных тракторов 1,4-тягового класса типа «Беларус 82» - с 0 единиц в 2016 году до 17 единиц - в 2017 году и до 25 единиц - в 2018 году.

Все это свидетельствует об ограниченных финансовых возможностях сельскохозяйственных товаропроизводителей при закупе дорогостоящей высокопроизводительной техники. Наблюдается опережающий рост господдержки на возмещение затрат недорогой техники и оборудования невысокой производительности.

Предметом субсидирования являлись у различных получателей по отдельности косилки, пресс-подборщика, грабли, погрузчика, что свидетельствуют о «распылении» господдержки на компенсацию расходов на приобретение недорогого оборудования невысокой производительности.

В этой связи Счетная палата отмечает: «Отсутствие комплексного подхода при предоставлении господдержки, способного оказать качественное улучшение технологической оснащенности конкретного получателя, не соотносится с задачами подпрограммы модернизации технологической базы агропромышленного комплекса и стимулирования приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями высокотехнологичных машин и оборудования. Такой подход не позволяет добиваться достижения индикатора подпрограммы по высокопроизводительным рабочим местам».

Техника двойного назначения

Не ускользнуло от внимания Счетной палаты Бурятии преобладание лесозаготовительной деятельности над сельскохозяйственной у некоторых получателей субсидий, что, по мнению проверяющих, создает риски использования субсидированной техники двойного назначения. В частности, речь идет о тракторах МТЗ с фронтальными погрузчиками, которые используются в большей мере в лесозаготовительной деятельности, чем в сельскохозяйственной.