«Ситуация не безнадежная - на маяк пускают за деньги»: 10 лет «Байкальской гавани»

Юбилей, который мы не заметили

Считается, что одним из главных двигателей прогресса, своеобразным локомотивом, способным превратить дотационную Бурятию в суперреспублику, должен стать туризм с главной притягательной силой - озером Байкал.

Юбилей, который мы не заметили
Фото: ОЭЗ "Байкальская гавань".

Но будем честными: Бурятия, к сожалению, это зона кратковременного пляжного отдыха. Батюшка Байкал позволяет поплескаться в своих водах 30-40 дней в году, где-то с начала июля до середины августа, дальше только на любителя.

Вот в эти два благодатных месяца берега озера подвергаются нашествию. Кто-то из гостей исповедует медицинский туризм, живут и лечатся на курорте Горячинск, сочетая приятное с полезным, другие снимают жилье в частном секторе и в гостевых домах, сплошь с иностранными названиями, но, зачастую, с минимальными услугами и удобствами во дворе.

Нет, шикарные апартаменты тоже есть, но для «своих» или за серьезные деньги. Но это малая часть. Основная масса - моторизованные «дикари», благо дорога на Байкал теперь хорошая. Доходы с них мизерные, разве на бензин потратятся. Остальное - все свое: палатка, спальники, тушенка, жена и дети. Весь берег в машинах, музыка играет, собачки лают, дети с визгом плавают - отдыхаем!

Потом гости уезжают, оставив вытоптанный до бетонной твердости берег и обильные следы жизнедеятельности своих организмов в прибрежных кустах. Наступает мертвый сезон, никто отдыхать не едет, бюджет не пополняет, потому что лето в Сибири короткое. Туристами можно считать наших монгольских и китайских друзей, они присутствуют круглогодично, но, в основном, в окрестностях центрального рынка.

Решить комплексную проблему привлечения туристов, экологии и улучшения экономических показателей республики надлежало Особой экономической зоне (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа. Планов было громадье: первая ласточка – «Байкальская Гавань», а потом центр олимпийской подготовки в Максимихе, а потом горнолыжный комплекс на горе Бычья, а потом...

Местные СМИ с восторгом писали о блестящих перспективах зоны, но, перефразируя великого поэта, «как отгремели барабаны, тогда считать мы стали раны». А рана «Гавани» довольно глубокая и болезненная.

Первый камень строительства был заложен 10 лет назад, в июле 2009 года, а к 2012 году были построены современные объекты инфраструктуры: электроподстанция, очистные сооружения, внутриплощадочные сети энерго- и водоснабжения и много чего еще. Денег тоже потратили не мало - почти 5 миллиардов рублей, а уж осваивать бюджетные деньги в России любят и умеют, космодром «Восточный» тому пример.

Строители, сняв свой процент, ушли вместе с прежним руководством, а затем, поняв бесперспективность мечты о скорой окупаемости проекта и получении прибыли, федеральные органы передали в собственность республики убыточный комплекс.

Без использования построенные объекты кажется, что ветшают и разрушаются, требуя постоянно средства на их содержание и охрану. Дохода нет, а деньги из бюджета - дай. Хурал ругается, но пока дает, короче классический пример чемодана без ручки.

Но ситуация не безнадежная - на маяк пускают за деньги. Для чего он построен и кому должен в непогоду указывать путь в родную гавань, узнать не удалось. Местные рыбаки смеются и говорят плохие слова. А может зажечь на нем огонь и однажды из тумана возникнет красавица яхта, нефтяные шейхи в белых бурнусах ступят на туркинский берег и валютный дождь щедро прольется в иссохшую казну.

Это печальная шутка, но о реальных инвестициях СМИ пока не сообщают. А ведь до 2021 года планировалось привлечь 840 млн. внебюджетных средств, иначе ОЭЗ может снова перейти в федеральную собственность, потерять свой статус и все - прощай сказка. Что будем делать, дремать и ждать каких-то особенных инвесторов, с легкой руки нашего главы, названых «якорными»?

Определение немного смущает: стоя на якоре, вперед не поплывешь. В прошлом году в ОЭЗ сменилась власть: в конкурсе соискателей на должность руководителя победил отчаянно смелый журналист Алексей Тогошиев. Смелость нужно уважать, но, как правило, лейтенанта не ставят командовать дивизией, а молодого специалиста не садят в кресло директора завода.

А кто еще в команде реаниматоров «Гавани»: кризисные менеджеры, отельеры, рестораторы, где учились, набирались опыта? Они профессионалы? Сумеет эта команда вместе с советником главы на общественных началах Александром Васильевым и министром туризма Марией Бадмациреновой понять, оценить и решить сложнейшую задачу?

Вопросы, вопросы… Остается пожелать им удачи и надеяться, потому что положительные примеры есть. Автор крылатой фразы «денег нет, но вы держитесь» промышленными объектами никогда ранее не управлял, а сейчас с большим успехом руководит всей экономикой страны.

Когда-то давно довелось мне достраивать и командовать пуском завода за рубежом. По вине местного рабочего пострадал советский специалист, получивший сильный ожог. Его безуспешно лечили в международном медицинском центре, пока за дело не взялись врачи военного госпиталя, знакомые с напалмом.

Через две недели, когда парень встал на ноги, за праздничным столом, начальник госпиталя - вьетнамский генерал открыл мне простую и мудрую формулу успеха в любом деле: «Миром должны править профессионалы». Очень актуально и современно! Нам бы таких генералов!

Хочется надеяться, что «Байкальская Гавань» превратится в первый успешный проект на берегах Байкала, а туристический бизнес станет действительно локомотивом, двигающим экономику Бурятии. Будет обидно, если это окажется не «наш бронепоезд на запасном пути», готовый к боям и победам, а паровозик «Кукушка», весь пар которого ушел в свисток.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру