Как санкции и их последствия отразились на предпринимателях в Улан-Удэ

Малый бизнес сомневается в мерах поддержки государства: вопросов больше, чем ответов

Чем жестче санкции, тем злее по отношению к Западу рядовые россияне. Потому что все эти меры затрагивают простых людей намного сильнее, чем тех, кто у руля. Как очередной кризис сказался на предпринимателях республики и что они планируют делать в новых условиях — в материале корреспондента «МК в Бурятии».

Почти все оборудование — импортное

Евгений Инкин открыл свое дело в ноябре 2012 года, сегодня пиццерию «Дориос» знают все улан-удэнцы. Сейчас в компании работает 37 сотрудников, из которых 15 — курьеры. В 2019 году Евгений задумался о развитии сети за пределами Бурятии.

«Были планы по развитию своей собственной сети и продажи франшизы, но сначала в них внес свои коррективы COVID-19, а теперь и геополитика вмешалась в наполеоновские планы нашего малого бизнеса», — констатирует Евгений.

По словам предпринимателя, санкции пока только начали свое черное дело, и сейчас бизнесу нужно адаптироваться под новые реалии и найти варианты решения проблем. Казалось бы, как могли санкции отразиться на общепите? Евгений рассказал, что еще поставщики сырья начали поднимать цены буквально на все уже с 1 марта.

«Санкции больно ударили сейчас, и еще больнее ударят в ближайшей перспективе, если мы не найдем выход из текущей ситуации. Объясню, почему. Бизнес общественного питания, как бы нас ни уверяли с экранов телевизоров, очень зависим от иностранных поставщиков и производителей продуктов питания, сырья, технологий и оборудования. До начала спецоперации наши основные поставщики сырья подняли цены на 20-40%, объясняя это «возможным» подорожанием доллара, а с 1 марта уже «официально» взвинтили цены на весь ассортимент от 20 до 70%».

Почти таким же образом развивается история с оборудованием и запасными частями. Но здесь, в отличие от пищевого сырья, можно работать на опережение. Так, поставщики оборудования и запчастей сообщили о весомом удорожании своего ассортимента и предложили выкупить запчасти, пока они еще есть на складе. Евгений говорит, что в «Дориос» почти все оборудование поставляется из Европы и Америки. Но сейчас никто не знает, как работать с европейскими и американскими производителями в сложившихся условиях.

«Подорожало все!»

Еще одна наша собеседница — предпринимательница Ольга Ангархаева, совладелица магазина «MACONDO» и кофейни «Триста Бариста». В 2014 году девушка открыла небольшой магазин подарков и аксессуаров, сегодня их количество выросло до трех. В 2017 году создали кофейню. Штат небольшой — до десяти человек.

Ольга также отметила значительный рост цен в своей отрасли. В первую очередь, это стоимость кофе, а также расходников и других продуктов. Так, закупочная стоимость зернового кофе уже стала выше на 40-50%. Ольга считает, что многие попросту не смогут себе позволить такое дорогое удовольствие.

«Зерно выросло в цене — темная обжарка на 40%, светлая на 50%. Все остальное увеличилось от 20 до 40% — это продукты, расходные материалы, да в общем-то абсолютно все, что мы закупали для функционирования кофейни. Поднять цены кратно изменениям мы, конечно, не можем. Будем всячески удерживать цены и пока максимум, на который мы готовы, — это поднять их на 5-10%, то есть примерно +10 рублей к текущей цене на кофе, например. Нам очень хочется, чтобы цены оставались комфортными, ведь кофе это хоть и просто элемент привычной жизни, но вместе с тем — всегда приятный повод для встреч, свежий взгляд на мир, момент созерцания и перезагрузки. Кажется важным, чтобы у людей оставалась возможность не изменять своим традициям и ритуалам», — делится переживаниями Ольга Ангархаева.

О сокращении сотрудников речи не идет. Предпринимательница уверена, что важнее сосредоточиться на качестве услуг и продуктов. При этом Ольга уверена: кризис — это и проверка дела на прочность, и возможность эволюции с твердыми намерениями.

«Любая кризисная ситуация — лучший момент для создания нового, более эффективного формата работы. И тут явно есть над чем работать. Если до всей этой ситуации мы строили планы о развитии, прицеливались на новые места в городе, где могли бы открыть новые торговые точки, то сейчас встает вопрос о максимальном сокращении издержек», — рассказала Ольга.

«Честно, я в отчаянии»

Еще одна сложность, которая ударила по начинающим предпринимателям, это блокировка Инстаграма*.

В Бурятии соцсеть для фотографий только недавно распробовали в качестве комфортной площадки для продвижения продукции, товаров и услуг; рынок республики наводнили эксперты по рекламе и работе в соцсетях — таргетологи, smm-специалисты, продюсеры запусков… И вот все это оказалось под ударом.

Саяна — специалист по продвижению в запрещенной для России сети, работает в данной нише с 2016 года. Девушка попросила скрыть ее настоящее имя, потому что переживает из-за возможных последствий в связи с блокировкой Инстаграма*. До всех событий Саяна зарабатывала от 250 тысяч рублей в месяц, сотрудничая с предпринимателями из Бурятии и других регионов. При этом девушка зарегистрирована как самозанятая, а значит, платит налоги со своей деятельности. И это только один человек.

«Многие блогеры, компании и бизнесы уходят из запрещенных соцсетей. Как говорят, от греха подальше. Заново развиваться на новой площадке не все готовы — это снова большие вложения, а результат будет виден далеко не сразу», — говорит Саяна.

Так, уже несколько ее клиентов взяли паузу, обдумывая дальнейшую стратегию и свои возможности в новых условиях.

«Честно, я в отчаянии. Не знаю, что будет дальше. Не знаю, смогу ли приспособиться. Не знаю, что можно и что нельзя. Сначала я думала, что меня все это не коснется, потом начались волнения в соцсетях, блокировка двух ключевых сетей для меня. Я не могу быстро переключиться, быстро подстроиться, мне нужно время. А его сейчас нет. Надо действовать, как говорят, «еще вчера». Половина клиентов приостановила сотрудничество. Думаю, они в таком же состоянии, как и я», — считает девушка.

Саяна работала со специалистом по таргетированной рекламе из Украины, еще один сотрудник, с которым работала девушка, тоже живет за границей. Несмотря на политические аспекты, взаимоотношения с обоими специалистами сохранились нормальными, но технически работать стало очень сложно.

«Много сложностей. Перебои с коммуникацией в Украине. Из-за блокировки переводов с российских карт за рубеж невозможно напрямую перевести оплату сотрудникам. Приходится пользоваться обходными путями. Почти все платные сервисы и приложения для работы с соцсетями перестали обслуживать российских пользователей. Это только то, что сразу на ум приходит», — отмечает smm-специалист.

Дизайнер, у которого Саяна заказывала рекламные макеты, остался без платных приложений. Впрочем, Саяна и без этого прекратила бы готовить рекламу к запуску: из-за признания ряда социальных сетей экстремистскими россияне, оплачивающие их деятельность, могут оказаться в суде за финансирование опасной организации.

Впрочем, никто не отменял старые добрые российские социальные сети, такие как «Одноклассники» или «ВКонтакте». Однако здесь зачастую приходится начинать с нуля, а на это у некоторых уже не хватает сил, желания и знаний.

Планы и реальность

По мнению директора компании «Дориос» Евгения Инкина, лучше полагаться на положительные отзывы довольных клиентов и старые методы, если такая возможность есть.

В компании уже наметили план реагирования на ситуацию: на ближайшие шесть месяцев здесь намерены приостановить капитальные вложения, хотя в 2022 году собирались серьезно масштабировать производство.

«По нашему плану в 2022 году мы должны были открыть централизованный цех заготовок и три торговые точки: в сотых кварталах, в Железнодорожном районе и на Восточном. А это, на минуточку, — не один десяток миллионов рублей инвестиций и больше 40 новых рабочих мест. Но уже сейчас корректируем планы и сокращаем все непрофильные для бизнеса расходы», — рассказал Евгений.

Пока в компании не собираются никого сокращать. Однако понятно, что бизнес будет исходить из спроса и дальнейшей ситуации с продажами.

Из приятного — бизнесмен не будет закрывать спонсирование благотворительных, спортивных и общественно полезных мероприятий. Продукцию на общественных началах будут по-прежнему готовить для крупных соревнований, для волонтеров и других событий.

«Это наш гражданский долг, этим мы возвращаем обществу условную «десятину», — говорит Евгений.

В пику иностранным ограничениям в регионах и в стране в целом вводят меры поддержки для бизнеса. Но все ли из них окажутся жизнеспособными? Как их применить, например, к самозанятым? И помогут ли отсрочки по налогам общепиту? Пока вопросов больше, чем ответов. И главное, чтобы эти меры не стали лишь способом продлить агонию, а реально помогли в кризисное время всякому бизнесу — и мелкому, и крупному.

* — соцсеть, деятельность которой запрещена на территории России.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №16 от 13 апреля 2022

Заголовок в газете: Бизнес в кризис

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру