Улан-Удэ посетил автор популярного метода нестандартного мышления

Теперь Бурятия готовится основательно войти в мир креативных индустрий

Накануне Бурятию посетил автор занимательной книги «Кроссфит мозга», обучающей читателя принимать нестандартные решения задач с помощью всего нескольких упражнений. Игорь Намаконов встретился с журналистами холдинга New Media Group и рассказал, зачем и почему так важны в современном мире креативные индустрии.

Теперь Бурятия готовится основательно войти в мир креативных индустрий
Фото: Елена Кокорина

Время не стоит на месте и современная экономика уже не может быть прежней, поэтому тема развития креативных индустрий набирает всё большие обороты во всем мире. Актуальной эта тема становится в том числе и в России – в последние годы ей уделяется пристальное внимание. В Бурятии на сегодня процесс идет пока не очень слаженно, но шаги в эту сторону определенно делаются.

О креативной экономике не как о красивом и модном словосочетании, а как о современном методе в предпринимательстве, о потенциале Бурятии и о многом другом – читайте в интервью с гендиректором Федерации креативных индустрий и членом Экспертного совета Президентского фонда культурных инициатив Игорем Намаконовым.

- Игорь, давайте начнем с цели вашего приезда к нам и как Вы оказались в Бурятии.  

- Мне важно понимать, что происходит с креативными индустриями в разных концах страны, поэтому я часто езжу по регионам России. И мне как представителю организации, которая на федеральном уровне занимается вопросами инфраструктуры, важно понимать, какие приемы и инструменты уже существуют.  Есть регионы, которые себя уже в полной мере раскрыли – это Калининград, Ульяновск, Якутия. Есть и те, кто пока набирает вес и силу – Красноярск, Нижний Новгород, сейчас к ним подключился и Владивосток.  Есть регионы, которые имеют сильные исходные позиции, но сложно настраиваются из-за отсутствия проектных офисов – Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск. Чтобы понять эту картину мне необходим физический контакт. На Российской креативной неделе, которая проходила во Владивостоке, в мае этого года, мы встречались с разными представителями школ креативных индустрий. Там же мы познакомились с Эльвирой Доржиевой, которая является руководителей ШКИ в Улан-Удэ. И контакт с регионом возникает именно в тот момент, когда появляется лидер – человек, за которым стоит какой-либо процесс. Второй важный аспект, который запускает инфраструктуру или какие-либо инструменты развития – это политическая воля. То есть всё это возможно только при межведомственном взаимодействии минэкономики, минпромторга и минкультуры. В Бурятии же пока всё разрозненно. Здесь этого пока нет. Поэтому, мое появление в республике – это отчасти шаг в сторону формирования этой воли.

- Что посмотрели уже в Бурятии и что понравилось?

- Если говорить об организационных форумах, они меня не очень сильно цепляют, потому что в первую очередь меня интересует настроение. И здесь я чувствую сдавленно-реактивное настроение и абсолютно несбалансированное состояние. Есть много инициативы, разных людей – будь то Школа креативных индустрий, Центр креативных индустрий «Хэб Хаб»,  Центр развития молодежных инициатив, но не хватает сплочения и единого движения, как в других регионах, где все как бы дышат одним настроением. По этой причине нужно еще прилично поработать и это может занять не один год. Но чем раньше начнешь, тем скорее это может прийти. Поэтому некое зависшее состояние необходимо сдвинуть вперед и тогда движение будет на столько быстрым, что вы и не заметите, как придете к единой среде.

- Расскажите о Вашем проекте онлайн-витрины локальных креативных продуктов из России WONDERUSSIA.

- WONDERUSSIA –это российская онлайн-витрина. На фоне ухода западных брендов есть все возможности заполнить рынок местной продукцией. Ее разработка началась с пяти городов, которые в прошлом году стали финалистами Russian Creative Awards. Бренды для сайта отбирались с помощью оценки экспертов. И главная цель попадания на WONDERUSSIA – это презентация местных российских брендов.

- Вы как-то сказали, что в этом году хотите оцифровать еще пять регионов для онлайн-витрины. Улан-Удэ может туда войти?

- Хотим оцифровать уже десять регионов. Участие вашего города как раз с Эльвирой сейчас обсуждаем. Рассматриваем все пути и решаем как это можно сделать.

Сарафанное радио, как двигатель торговли

- Большая проблема в нашей стране в том, что огромное количество людей, создающих свои продукты, не считают себя креативными предпринимателями, - продолжает Игорь Намаконов. - Они не используют инструменты продаж, а ресурс, на котором живут – это «сарафанное радио» или директ в инстаграмм (компания Meta считается экстремистской организацией и ее деятельность запрещена в России). Все остальное – сообщества, продвижение, экспорт – не используется. А если взять народные художественные промыслы – тут еще более невежественно с точки зрения продвижения и понимания того, что такое даже упаковка продукта. Вот мы, например, делая свои онлайн-витрины, сталкиваемся с тем, что у нас 30% тех, кто попадает в витрину не имеет фотографий своего продукта, объясняя это тем, что те, кто знает – и так купят.  И теперь вопрос. Как с таким мышлением выходить не то что на западные рынки, хотя бы на внутренние – межрегиональные? Поэтому первый шаг предпринимателя – это выработать креативное мышление. Необходимо создать условия, при которых предприниматели начнут формировать свои дистрибутивные процессы (прим. - организация сбыта товара, распределение товара по сети сбыта,). И другой, еще более масштабного уровня процесс, который мы сейчас изучаем и выстраиваем – это понимание логики разных аудиторий. Потому что покупатель в Южной Корее или покупатель в Турции или Японии – это разные покупатели.

Библия и балет на современный лад

Величайшее наследие России, такое как, литература, музыка или балет, по мнению представителя Федерации креативных индустрий, тоже надо переосмыслять и по-другому «упаковывать». Все это необходимо для того, чтобы оно интегрировалось в современный контекст.

- Возьмем к примеру Библию. Если бы она на протяжении двух тысяч лет оставалась в своем первоначальном виде, она бы точно не дошла до современной аудитории. Она тоже аккуратно интегрируется в современные предпочтения и язык подачи меняется. Так уж если такие фундаментальные вещи меняются, почему наше великое наследие так рьяно держится за вот эту свою «фундаментальность», которая явно не дает никакого движения, - рассказывает Намаконов. - Поэтому, когда мы говорим о креативных индустриях, мы подразумеваем, что это экономические рельсы и путь создания новых продуктов или решений, которые имеют возможность нематериального актива.

Другая огромная работа, которая пока еще не проведена – это изучение аудитории в разных странах. На Российской креативной неделе я встречался с представителями Индонезии и Тайланда. И они активно ищут взаимодействия, приезжая в Россию и изучая наш рынок. Нам нужно также! Необходимо тоже изучать рынки Японии, Тайланда, Кореи, Индонезии, Филиппин, Турции, Индии. Следует понять, что там интересно и уже здесь так «переупаковываться», чтобы появиться там с очень понятным предложением. Если мы хотим, чтобы появилась экономика, нам нужно чтобы люди научились защищать свои права, идеи и разработки и должен уже начать работать экспорт. Также следует четко осознать, что твоя особенность и уникальность – это сила, которой надо гордиться и это то, что необходимо вытаскивать на первое место.

- В нашей жизни стало очень много искусственного интеллекта, нейросетей. Не исчезнут ли из-за этого целые профессии – писатели, журналисты, художники и так далее?

- Ну разве поглотили разные "читалки" книги или индустриализация – сельское хозяйство? Нет. Мы работаем по принципу накопления опыта. Просто с определенного момента мы выходим на новый эволюционный этап. Глобальное направление не убивается – оно становится более компактным. Искусственный интеллект пока еще не силен настолько, чтобы всех вычеркнуть, поэтому разного уровня творцы еще могут найти себе применение. Да, искусственный интеллект гораздо насмотреннее человека, но никогда не сможет выработать свой стиль. Он сможет работать на базе сложившихся принципов и правил, он закроет массовую зону, но там где оригинальность, стиль, авторский почерк – это зона другого уровня создания. Вероятно, в какой-то момент мы придем к потоку стилей. И я с трепетом ожидаю этого периода, потому что тогда наступит новая золотая эра создателей.

Гаджеты – развивают или притупляют?

- Ваше мнение на тему «дети и гаджеты». Засилие гаджетов снижает или развивает креативность?

- Если в сравнении, то гаджеты они как микроскоп – им можно забивать гвозди, а можно изучать строение молекул. Гаджет может принести пользу, дать глубокое понимание происходящего вокруг, а может сильно упростить человека и свести его до уровня «у меня все есть в гаджете, зачем мне это иметь внутри себя». Соответственно, понимая это перепутье, нужно создать условия, при которых микроскоп будет служить микроскопом. Родителю нужно брать ответственность за развитие своего ребенка и иметь живой контакт с ним, наполняя его и обмениваясь с ним живой энергией. Должна быть выработана дисциплина и приоритетность классических форм восприятия окружающего мира – прогулки, звуки природы, книги или другие занятия, которые позволяют вступить в контакт с окружающей средой. Гаджет пусть тоже будет атрибутом изучения среды, но только после всего вышесказанного. Раз уж он есть в нашем мире, значит он для чего-то нужен. Только в этом случае он будет приносить пользу.

- В 2006 году за один из своих проектов Вы получили золотого Каннского льва. Расскажите, что это был за проект.

- В тот момент я был креативным продюсером агентства «IQ marketing». Проект касался истории вокруг Беслана, когда захватили школу. Это был порыв изменить ситуацию во всем городе, где было всего 5-6 школ. Известная трагедия запугала всех и люди боялись всего и просто выходить на улицу в том числе. Изучив природу человека оказавшегося в таком состоянии, мы пришли к выводу что надо поменять атмосферу среды, в которой находятся люди. А среда в нашем случае была – сам город. И мы придумали тогда разрисовать весь город руками детей. Собрали графитистов и художников со всей страны, вывезли туда два чартера с красками и мелками. В один из дней освободили от уроков все школы и разрисовали все здания и дома Беслана. Все это помогло поменять атмосферу. Проект выиграл не потому что был социальным, а потому что был весьма нетрадиционным.

- Были ли вы на Байкале, если нет, то может планируете?

- Мой отец из Читинской области, поэтому Байкал проезжал в детстве на поезде очень часто. Но помню плохо. Сейчас поеду туда обязательно и в этот раз все будет осмысленно.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру