Совет Федерации одобрил закон, ужесточающий процедуру изменения категории сельскохозяйственных земель. Теперь региональные власти смогут переводить их в другие категории только после согласования с Минсельхозом России.
Как пояснил сенатор от Бурятии Вячеслав Наговицын, с 1990 по 2022 год площадь сельхозугодий в России сократилась в 1,6 раза, а ценные пахотные земли исчезают ещё быстрее.
- Новый закон вводит принцип "двух ключей" – решение о переводе земель должно быть одобрено и регионом, и федеральным министерством, – отметил Наговицын. – Это поможет остановить необоснованное изъятие сельхозземель под другие нужды.
Исключения составят случаи, когда участки непригодны для сельхозпроизводства, или их перевод связан с расширением населённых пунктов или созданием особо охраняемых территорий.
Между тем, по данным Россельхозцентра, Бурятия по состоянию на 2023 год занимала второе место на Дальнем Востоке по площади сельхозземель – 3,1 млн гектаров. Однако 57% этих территорий не используется, а 80% пашни постепенно деградирует.
- Этих ресурсов хватило бы на содержание 800 тыс. голов КРС, 3 млн овец и 200 тыс. лошадей, – ранее приводит расчёты директор бурятского филиала Россельхозцентра Намжил Мардваев. – А ежегодный доход мог бы превышать 80 млрд рублей, обеспечив работой тысячи сельчан.
Но из-за сокращения мелиоративных работ урожайность пастбищ и сенокосов упала в 2-3 раза. Без восстановления земель рост животноводства и его эффективности невозможен, подчеркивает эксперт.
Новый закон, одобренный Советом Федерации, ограничивает хаотичный перевод земель, но для реального возрождения сельхозугодий нужны инвестиции в мелиорацию и современные агротехнологии. В противном случае потенциал огромных территорий так и останется нереализованным.