Через несколько часов парень впал в кому, был госпитализирован, перенес операцию, и... стал инвалидом - на всю оставшуюся жизнь. Следком Бурятии возбудил уголовное дело.
Мать оценила моральный вред в 15 миллионов рублей. Суд снизил размер компенсации, согласившись с оценкой экспертов, пришедших к выводу, что между врачебной ошибкой и приобретенной инвалидностью причинно-следственной связи не имеется - виноват тот, кто избил парня в школьном спортзале.
Из материалов суда:
«Врачом не было установлено фактическое состояние здоровья ребенка, не были проведены все необходимые мероприятия, а именно – при наличии объективных внешних данных, жалоб на головокружение, тошноту, свидетельствующих о наличии черепно-мозговой травмы, не выполнил мульспиральную компьютерную томографию черепа и головного мозга, что позволило бы с высокой степенью вероятности обнаружить внутричерепные повреждения, не выявил имеющиеся переломы костей, а также не провел оценку сознания по шкале ком Глазго, не провел регистрацию артериального давления и пульса, что в свою очередь привело к несвоевременной госпитализации пациента».
Мать ребенка убеждена, что именно несвоевременная госпитализация привела к ухудшению состояния ее сына. «Если бы гематома была определена вовремя, ее удаление не повлекло бы за собой такие последствия, - говорит она. – А сейчас моему сыну установлен диагноз «симптоматическая эпилепсия и правосторонний гемипарез, органическое поражение головного мозга».
Женщина рассказала в суде, что сын заканчивал школу и намеревался поступать в академию ФСБ, хотел быть семьянином и воспитывать своих детей, но оказался лишен даже обычного осознания окружающего мира. Парню трудно делать простые дела. А ей, как матери вместо того, чтобы радоваться успехам единственного сына, уже достигшего совершеннолетия, и ожидать от него помощи в старости, вынуждена ухаживать за ним как за маленьким ребенком. Он постоянно сидит дома, память частично утрачена, ему заново приходилось учиться читать и писать.
Представители Детской республиканской клинической больницы и министерства здравоохранения Бурятии исковые требования матери и ее ребенка не признали, указав на отсутствие причинно-следственной связи между действиями лечебного учреждения и наступившими для подростка последствиями.
В рамках уголовного дела, возбужденного СУ СКР по Бурятии по факту оказания медицинских услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья, была проведена комиссионная судебно-медицинская экспертиза. Из заключения экспертов следует, что «на момент обращения за медицинской помощью в приемно-диагностическое отделение ГАУЗ «ДРКБ» у пациента достоверно имелась не диагностированная черепно-мозговая травма, сопровождавшаяся переломом левой скуловой кости, оскольчатым переломом стенок левой верхнечелюстной пазухи. Оценивая оказанную медицинскую помощь в ГАУЗ «ДРКБ» выявлены следующие недостатки: низкого качества рентгенограммы черепа, не позволившие выявить имеющиеся переломы костей черепа; не назначение консультации врача-офтальмолога, учитывая наличие травмы в области левого глаза.
Вместе с тем, «комиссия экспертов не усматривает прямой причинно-следственной связи между оказанной медицинской помощью в приемно-диагностическом отделении ГАУЗ «ДРКБ» и наступлением неблагоприятных последствий. Установлена прямая причинно-следственная связь между нанесением пострадавшему комплекса телесных повреждений в области головы (тяжелой черепно-мозговой травмой) и наступлением неблагоприятных последствий».
В судебном расследовании имелась еще одна экспертиза, проведенная ФГКУ «Судебно-экспертный центр следственного комитета РФ»: «Однозначно высказаться о том, какие имелись у пострадавшего на момент его обращения в приемно-диагностическое отделение ГАУЗ «ДРКБ» повреждения головного мозга, не представляется возможным по причине неполного исследования неврологического статуса, не проведения нейровизуализирующего исследования (компьютерной томографии), отсутствия динамического врачебного наблюдения за состоянием».
И вывод: «Диагноз пострадавшему поставлен правильно, но не полно, медицинская помощь в приемно-диагностическом отделении ГАУЗ «ДРКБ» оказана своевременно, правильно, но не в полном объеме».
Что касается пресловутой причинно-следственной связи между врачебными ошибками и тяжким вредом здоровью, экспертная комиссия посчитала, что «внутримозговая гематома левого полушария головного мозга пострадавшего возникла в отсроченном периоде черепно-мозговой травмы – спустя несколько часов (десятков часов) поле травмы. В случае отсроченного ее формирования даже при проведении в день обращения за медицинской помощью полного обследования возможности выявить еще не образовавшуюся гематому, предвидеть ее появление не имелось». И еще: «…Даже при госпитализации пострадавшего в стационар, проведении круглосуточного динамического наблюдения, при адекватной терапии черепно-мозговой травмы, нельзя абсолютно исключить возможность образования подобной внутримозговой гематомы и наступление последствий в виде инвалидизации пациента».
Поэтому при принятии решения суд ориентировался на достоверно установленные материалами дела дефекты при оказании истцу медицинской помощи. «Ответчиком не доказано надлежащее оказание медицинских услуг в соответствии с установленными стандартами и критериями, что в результате их действий не был причинен моральный вред истцу, как потребителю медицинских услуг», - констатировал суд.
Решение суда в законную силу не вступило, обжалуется в Верховном суде Бурятии.