Зооморфические глаголы в Бурятии

Использования их в высказываниях Путина

После выхода в свет в газете «МК» в Бурятии» (№33 от 8-15 августа 2018 г.) статьи «Мнение Путина о Садыгове» главному редактору «МК» в Бурятии» принесли жалобу от обиженного и страждущего справедливости героя публикации. Импульсивные нелогичные выплески, эмоциональный накал…

Использования их в высказываниях Путина

Судя по всплеску эмоций, деятельность Садыгова реализуется именно на таком низком энергетическом уровне. После справедливых замечаний генерального директора «МК» в Бурятии» со второй попытки претензии Садыгова были оформлены согласно жанру «жалобы». Через несколько дней посредством электронной почты в редакцию пришло повторное обращение Садыгова. По пути следования почему-то часть требований исчезла… Но «великому и могучему» (речь о русском языке) и не столь ему (!) Садыгов предъявляет свое несогласие.

Автор статьи «Мнение Путина о Садыгове» решил помочь «инвестору» Садыгову в ликвидации пробелов знаний о зооморфических глаголах русского языка и использовании их метафорических аспектов в высказываниях Владимира Путина.

Об особенностях русского языка

Нет смысла утомлять читателя приведением всего текста жалобы, но отдельные места все же стоит упомянуть, поскольку они свидетельствуют, что Садыгову еще учиться и учиться как русскому языку, так и правоприменительной практике субъектно-объектных отношений…

Из жалобы Садыгова: «Также приведенные в статье сведения не соответствуют действительному положению дел, в частности, автор ссылается на источник Business-vector.info от 30.01.2018 г. и на высказывания президента Российской Федерации в контексте применительно лично к моей персоне, однако в указанном источнике говорится об организации АО «Волгомост», формулировки «черная метка», «проектировщик сколько денег схомячил» и т.д. относятся непосредственно к организации, а не к личности».

Первое замечание. Господин Садыгов, не стоит делать критических замечаний Владимиру Путину в части знания лексико-семантических особенностей русского языка. Президент России различает объект владения, в рассматриваемом случае — АО «Волгомост», и субъект обращения, в частности, вас, гражданин Садыгов, как акционера общества «Волгомост». По вашему мнению, «организация» — «как «личность» — сама за себя отвечает? Вы не ассоциируете себя с собственным бизнесом, Садыгов? Бизнесмен, открещивающийся в сложный момент от своего холдинга, действительно «странный инвестор».

«Этот недобросовестный проектировщик сколько денег схомячил?» — вопрос Владимира Путина обошел многие СМИ.

Возможно, вам, гражданин Садыгов, было бы приятнее быть номинированным «акулой бизнеса», но «звериный оскал капитализма» в вашем случае обернулся всего лишь грызуном «хомяком». Глагол «схомячить» происходит от слова «хомяк». У этого глагола негативная коннотация. Советуем чаще обращаться к толковым, этимологическим и др. словарям, хотя бы к Википедии.

Бизнес-деятельность Садыгова была охарактеризована Владимиром Путиным глаголом «схомячить». Использование данного стилистического регистра президентом РФ было единственным способом выразить негативную оценку «деятельности» акционеров общества, включая Садыгова.    

Замечание второе. Господин Садыгов, коннотация предназначена для выражения эмоциональных или оценочных оттенков высказывания и отображает культурные традиции общества. Коннотации представляют собой разновидность прагматической информации.

Теперь вы понимаете, как много было сказано Владимиром Путиным одним выразительным, стилистически окрашенным глаголом?

Бизнес-ликбез — «как научиться считывать культурно-языковые коды»

В большинстве мировых языков названия животных часто используются для образной характеристики человека или его действий. Это неудивительно и легко может быть объяснено внеязыковыми причинами. Только животные обладают повадками, похожими на человеческие, и только животным присущ собственный образ жизни и тип поведения.

Глаголы-зоонимы помогают выразить мысль образно, эмоционально. Большое влияние на функционирование зоонимов в речи оказывает экстралингвистический фактор — различные мифы, легенды, сказания, которые существуют в языковой культуре. При использовании зоонимов в художественном тексте, они, благодаря своей образности, переходят в зооморфизмы, т.е. используются как человекозначащая метафора. Благодаря своему производно-номинативному значению, такого рода глаголы являются составной частью экспрессивного фонда современных славянских языков.

Глаголы-зооморфизмы являют собой особую языково-речевую разновидность, обладающую двойной семантической корреляцией. Такие глаголы связывают между собой две сферы — человека и животного, живую природу и людей. Предметом наименования глаголов является не только сам глагольный признак, но и сопутствующие ему обстоятельства способа, цели, интенсивности действия и т.д. Зооморфические глаголы в своем метафорическом аспекте широко представлены в русском языке. Рассмотрим значения некоторых таких глаголов: распетушиться — рассердиться, разгорячиться, раскипятиться; скрысить — украсть, присвоить, пожадничать; крысятничать — красть у своих, утаивать часть добычи или прибыли; мышить — прятать; обезьянничать — подражать; лисить — хитрить; жабиться — жадничать, зажиматься, не позволять себе что-то купить; табуниться — толпиться, собираться в группы; моржеваться — купаться в проруби; схомячить — быстро съесть; собачиться — громко ругаться; ершиться — входить в задор, горячиться, вести себя недоброжелательно; ишачить — тяжело и безропотно работать; питонить — жадно кушать; конить — вести себя нарочито агрессивно по отношению к другому; бакланить — хулиганить, вымогать деньги у пpохожих или отбиpать у подpостков; проворонить — упустить возможность.

Господин Садыгов, мы реферативно изложили основные положения статьи Брагарник-Станкевич О.С. «Использование в речи метафорических аспектов зооморфических глаголов». С полным текстом научной статьи можете ознакомиться по адресу https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-v-rechi-metaforicheskih-aspektov-zoomorficheskih-glagolov. Знакомство с ней значительно расширит ваш общекультурный кругозор и ваши интерпретационные возможности при анализе языковых явлений.

В своих высказываниях о горе-бизнесе и горе-бизнесменах президент России Владимир Путин использует такие средства лексического фонда русского языка, чтобы все однозначно понимали «что такое хорошо, а что такое плохо».

Господин Садыгов, незнание вами утвердившихся в русском языке лексических значений и коннотаций не отменяет их в культурно-языковом коде.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №35 от 22 августа 2018

Заголовок в газете: Зооморфические глаголы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру