Ленин и Брэдбери о беспорядках в Улан-Удэ

Злоба дня

Что это было и как к этому отнестись? Вот вопрос, который задает себе каждый, кто так и не решил, кому симпатизировать и на чью сторону встать – на сторону зачинщиков массовых беспорядков в Улан-Удэ или на сторону власти?

Злоба дня

Хотя это неверный тезис: власть умеет защитить сама себя, даже чрезмерно. Дважды разогнав митингующих на площади советов, раздав всем по «заслугам», она красноречиво это доказала (если мало недавних событий в Москве). У каждого из нас есть, что этой власти предъявить, если не за себя лично, то за родных и близких. Поэтому, в сочувствиях она вряд ли нуждается. Скорее – наоборот.

Но далеко не за каждым «революционером» люди готовы идти на баррикады. Безвестный таксист с запутанной личной жизнью и неясным будущим Дмитрий Баиров – как раз из этого числа.

Хотя, все началось даже не с него.

Все началось с безработного Игоря Коношанова, водителя шамана из Якутии, загремевшего за сопротивление сотрудникам полиции на 15 суток ареста. Трудно в этом признаться, но получается, что водитель Саши шамана стал той раздавленной ботинком путешественника во времени бабочкой, которая изменила все наше будущее (Рэй Брэдбери, «И грянул гром»). Это из-за него несколько дней бурлила площадь Советов.

Желание добиться свободы Коношанова привело Баирова 9 сентября на крыльцо Народного Хурала, где в крайне хулиганской форме он сорвал интервью Игоря Шутенкова республиканским СМИ. А еще через час, закрывшись в своем автомобиле, припаркованном на площади Советов, отказался подчиниться требованиям сотрудников полиции.

И – началось!

Спрашивается, если бы Игорь Коношанов из группы Александра Габышева не попался сотрудникам полиции нетрезвым за рулем «Газели», случилось бы то, что случилось? А случился самый затяжной политический кризис в истории современной Бурятии – четырехдневное противостояние, в котором победу или поражение нельзя приписать никому.

В той или иной мере проиграли все. И организаторы массовых беспорядков на площади Советов в Улан-Удэ, и органы власти.

Зачинщики беспорядков наказаны, некоторые из них заключены под стражу, в отношении еще двух фигурантов заведены уголовные дела (за насилие в отношении сотрудника Росгвардии и заведомо ложное сообщение о минировании здания мэрии Улан-Удэ).

Организаторы акции протеста добились встречи с главой Бурятии Алексеем Цыденовым, привлекли к республике внимание федеральных СМИ, нанесли имиджу власти тяжелый урон, от которого она еще не скоро оправится, «спровоцировали» предстоящий визит в республику члена Совета по правам человека при президенте России Александра Брода. Как, наверное, сказал бы по этому поводу Владимир Ленин, с каменным спокойствием взиравший все это время на происходящее внизу, «их дело не пропало». Либералы радостно потирают руки, рассуждая о том, что протестные действия перестали быть чем-то присущим только Москве – недовольство как из кипящей кастрюли стало выплескиваться даже в до сих пор спокойной провинции.  

Упоминание Ильича не случайно. В 1912 году будущий вождь мирового пролетариата в статье «Памяти Герцена» так писал о ссыльных декабристах, яркие представители которого проживали, в том числе, и в Бурятии: «Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию».

И хотя любая аналогия хромает (хромает и эта), Дмитрий Баиров едва ли не в буквальном смысле разбудил депутата Народного Хурала, второго человека в БРО КПРФ Баира Цыренова, примкнувшего к группе возмутителей спокойствия в сумерках. Тогда-то Баир Цыренов и «развернул революционную агитацию», сформулировав политическое требование – отмену результатов выборов мэра Улан-Удэ.

Про Игоря Коношанова никто уже и не вспоминал, а когда к митингующим присоединился член Совета Федерации, лидер БРО КПРФ Вячеслав Мархаев, события могли бы развернуться красиво, по описанному тем же Владимиром Ильичом сценарию: «Шире стал круг борцов, ближе их связь с народом».

Красиво, правда, не получилось, если не сказать хуже. Вакханалия, устроенная сторонниками Дмитрия Баирова у дверей Советского районного суда, не прибавила Вячеславу Мархаеву и Баиру Цыренову ни очков, ни сторонников. Позже Мархаев вынужден был признать: «Я за мирный диалог и против проявления агрессии в любом ее виде! Агрессия ни к чему не приводит, она лишь порождает агрессию».

И еще немного Ленина: «Молодые штурманы будущей бури» – так звал Герцен декабристов. Но это не была еще сама буря. Буря, это – движение самих масс. Пролетариат, единственный до конца революционный класс, поднялся во главе их и впервые поднял к открытой революционной борьбе миллионы крестьян. Первый натиск бури был в 1905 году. Следующий начинает расти на наших глазах», писал в 1912 году Владимир Ленин.

Спустя 5 лет в России произошла Октябрьская революция, которая не принесла стране ничего, кроме страданий. Поэтому, лучше без революций, без декабристов и разбуженных Герценов. На власть можно и нужно влиять мирным путем – через выборы. Но пока на них будет ходить треть (а то и меньше) избирателей, в этой стране (республике, области, крае, городе, поселении) ничего к лучшему не изменится. Никогда.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру