Но вряд ли и сам сенатор от Иркутской области, и его сторонники могли предположить, что предложение будет принято и в воскресенье, 15 сентября, на парковой дорожке «Юбилейного» Алексей Цыденов появится, что называется, «один и без охраны». Сказать, что коммунисты были изумлены и обескуражены, значит, не сказать ничего.
Глава подошел к «точке кипения» в тот момент, когда над городским парком звучало громко и эмоционально: «Сам ты черт! Сам ты черт!». Люди, завидев Алексея Цыденова, невольно стали расступаться, интуитивно пропуская его к сцене. Кто-то из собравшихся на митинге знал о прозвучавшем ранее приглашении Мархаева, кто-то — нет, но по реакции горожан главу Бурятии здесь не ждали. «Зачем вы пришли?» — прямо спросила Алексея Цыденова бывший кандидат в мэры Улан-Удэ Евгения Балтатарова. «Люди будут спрашивать, а я буду отвечать, — пояснил глава и добавил: — Чтобы вещание не шло в одну сторону. Будь что будет!».
Алексея Цыденова тут же позвали на сцену, вручили микрофон. Было видно, как озабоченно озирались представители БРО КПРФ, будто искали угрозу со стороны кого-либо из числа самых буйных своих активистов, и призывали охрану главы Бурятии «далеко от Алексея Цыденова не отходить». На всякий пожарный — за полчаса митинга адреналин у его участников явно зашкаливал...
«Зачем вы пришли?» — вопрос, который в эти минуты хотели бы задать Алексею Цыденову многие горожане и те, кто наблюдали за этим действом с экранов своих компьютеров и мобильных телефонов. Митинг — это не дискуссионная площадка, не «круглый стол», настраивать здешнюю аудиторию на свой лад — занятие бессмысленное и даже опасное. Правоту доказать невозможно, а спровоцировать и усугубить конфликт — легко. Люди оценили поступок главы: «Самбуевич настоящий мужик», «Это истинный мужской поступок!», «Глава Бурятии молодец — не побоялся!» — делились мнением пользователи социальных сетей, тысячами в эти минуты прильнувшие к экранам своих гаджетов.
Новейшая история России не помнит примеров участия первых лиц субъектов федерации в митингах, организованных оппозицией, тем более, если они посвящены отмене результатов выборов. Тем более, если в повестке протестующих — требования об отставке (такие требования потом все равно прозвучат в резолюции этого политического мероприятия). Участники митинга проголосуют за отставку главы, министра внутренних дел, за импичмент депутатам-«единороссам» и спикеру парламента Владимиру Павлову и отставку двух депутатов Госдумы России Николая Будуева и Алдара Дамдинова.
Глава попросил слова и предложил формат общения «вопрос — ответ», но уже скоро стало ясно, что подобное здесь нереально: Цыденова постоянно перебивали выкриками «из зала». Но главе Бурятии все же удалось донести до собравшихся свою точку зрения.
— Уважаемые земляки, — сказал Алексей Цыденов, обращаясь к аудитории, — выборы мэра проходили под контролем наблюдателей от каждого кандидата. 160 наблюдателей было от Мархаева. Вопрос — доверяет он им или нет? В избирательной комиссии сидят представители КПРФ. Все 160 человек подписались.
В ответ на сцене включили «доказательное» видео, в котором алкоголики и тунеядцы признавались, что голосовали либо за бутылку водки, либо за 200-300 рублей. Проигравшая оппозиция, очевидно, свято убеждена, что именно они — маргиналы — и принесли победу Игорю Шутенкову. На митингующих «кино» оказало провоцирующее действие, Алексей Цыденов попытался аргументировать:
— Неужели мы думаем, что у нас все алкоголики? Что, все 52 тысячи проголосовавших — такие?
Но его выступление становилось слышно все меньше и меньше, Алексей Цыденов, вернув микрофон, сошел со сцены, чтобы пообщаться с людьми внизу. А там его опять обступили плотным кольцом. Цыденов отошел от сцены к другой площадке, часть пришедших на митинг последовала за ним. Там и произошел относительно спокойный разговор, в том числе на темы, не имеющие отношения к выборам и политике.
— К сожалению, диалог не получился. К диалогу я открыт как с кандидатами, так в целом и с людьми, — подчеркнул глава, отвечая на вопросы корреспондента ИА «Восток-Телеинформ». — Понятно, что кто-то искренне высказался, а часть людей специально провоцируют. Я понимал, что будут и нелицеприятные высказывания, и выкрики, но ничего страшного, мы же с людьми общаемся. Проблем и задач много, их надо решать. А если мы каждый день будем заниматься выяснениями отношений, то у нас ничего не решится.
Был вопрос и о якобы «украденной победе»: «Претензии о том, что выборы были нечестные, но проигравший всегда об этом говорит, всегда так было и, к сожалению, будет», — сказал Алексей Цыденов. «Опозорили на всю Россию, мне стыдно и страшно за нашу республику, — делится впечатлениями член избирательной комиссии 793-го избирательного участка. — Ходим по лезвию ножа. На нашем участке все представители партий были, все следили за ходом голосования и за подсчетом результатов. Вопросов не было. Откуда вопросы появились сейчас?».
На следующий день, 16 сентября, глава Бурятии опубликовал в социальных сетях видеообращение к жителям республики, в котором коротко подвел итоги политических событий:
«Уважаемые земляки! Выборы — состоялись. Итоги — подведены. Кто бы что ни говорил, но итоги подводились с участием представителей каждого кандидата и всех партий. Нужно уважать выбор наших людей, наших горожан. Впереди много задач. Есть вопросы — мы открыты для диалога. Я открыт для диалога. В любом формате, но во взаимном уважении и в рамках закона. Нас ценят не по словам нашим, а по делам нашим. Работаем!».