На заседании коллегии Счетной палаты Республики Бурятия рассмотрели результаты проверки целевого использования субвенций на дошкольное образование за 2023-2024 годы. Аудитор Лариса Раднаева представила доклад, в котором отразила системные нарушения на сумму свыше 548 млн рублей.
Проверка установила, что нормативы финансирования дошкольного образования, утвержденные постановлением правительства Бурятии в 2014 году, не соответствуют требованиям республиканского закона "Об образовании". Ключевую проблему представляет привязка индексации нормативов к уровню инфляции, хотя 95% этих средств идут на зарплаты педагогов.
"Учитывая, что в нормативе на одного воспитанника более 95 % составляет заработная плата, ставить повышение норматива в зависимость от индекса потребительских цен не корректно", - считает Лариса Раднаева.
В республике отсутствуют единые подходы к оплате труда работников дошкольных образовательных учреждений. Системы оплаты труда утверждаются на муниципальном уровне без методических рекомендаций из центра, отметила аудитор.
Кроме того, Анализ показал значительный разброс в "стартовых" окладах педагогов - от 5 737 рублей в районах до 13 481 рубля в Улан-Удэ. Различаются и надбавки: за вредные условия труда (4-12%), за стаж (от 600 рублей до 30% оклада), за работу в бурятской языковой среде. Некоторые нормативные акты муниципалитетов не обновлялись с 2018-2020 годов.
Среди выявленных финансовых нарушений: избыточные расходы бюджета на 542,3 млн рублей из-за завышенных прогнозов численности детей; нецелевое использование 72,3 тыс. рублей (средства полностью возвращены); неэффективное использование 5,8 млн рублей (невостребованные остатки); неправомерные расходы 176,8 тыс. рублей; прочие нарушения на 44,5 тыс. рублей.
Коллегия приняла решение направить представления об устранении нарушений в Минобразования Бурятии, комитет по образованию Улан-Удэ и районные управления образования. Материалы проверки также направлены главе республики и в Народный Хурал. В Счетной палате подчеркнули необходимость разработки единых методических рекомендаций по оплате труда и пересмотра нормативов финансирования дошкольного образования.