Экс-депутат объяснил, почему не надо увлекаться идеей сокращения Народного Хурала Бурятии

Инициатива депутатов уменьшить расходы на содержание парламента Бурятии встретила непонимание

На очередной, 16-й сессии Народного Хурала будет рассмотрен законопроект о сокращении в парламенте нескольких должностей. Одним из его авторов стал депутат Батор Цыбиков — основной докладчик по проекту.

Инициатива депутатов уменьшить расходы на содержание парламента Бурятии встретила непонимание
Сессия Народного Хурала.

Батор Цыбиков и другие предлагают объединить должности заместителей председателя Народного Хурала с должностью председателя одного из комитетов и должностью руководителя аппарата Народного Хурала начиная со следующего созыва. Один заместитель спикера парламента будет руководить аппаратом, а другой заместитель — комитетом, что принесет экономию для республиканского бюджета в 27,5 млн рублей за пять лет, или по 5,5 млн в год на период полномочий VII созыва.

Упразднение пары должностей в республиканском парламенте, где помимо 66 депутатов занято почти столько же работников аппарата — не бог весть какая инициатива, чтобы грузить ею весь бурятский парламент. Тот случай, про который говорят: много шуму из ничего, что, впрочем, стало довольно частым явлением для местного истеблишмента.

На законопроект уже дали отрицательные заключения правовое управление Народного Хурала, прокуратура Бурятии, управление минюста РФ по РБ, ряд парламентских комитетов. Депутат Матвей Гершевич назвал это «редкостным единодушием правоведов» и посоветовал Батору Цыбикову отозвать законопроект, так как «депутаты не поймут».

Гершевич заметил, что в принципе вопрос поставлен правильно, и можно было бы задуматься о более кардинальном сокращении числа депутатов, например, до 44 человек. Или хотя бы о сокращении одного из заместителей председателя Народного Хурала. Однако Батор Цыбиков отказался отзывать законопроект, настаивая на внесении в него поправок. Теперь инициативу будет рассматривать сессия НХ РБ, назначенная на 25 февраля.

В депутатской биографии Батора Цыбикова весной 2017 года была подобная законодательная инициатива, прошедшая, правда, на «ура»: привести «нагрудный знак депутата Народного Хурала в соответствие с нагрудным знаком депутата Государственной Думы…», то есть укоротить его с 40 миллиметров до 31-го. В пояснительной записке к инициативе говорилось, что дополнительных средств на переделку нагрудных значков не понадобится. Это, наверное, потому что к моменту внесения законопроекта о размере депутатских значков расходы на приобретение нагрудных знаков для депутатов Народного Хурала для пятого и шестого созывов уже были заложены в рамках утвержденной сметы на 2017 год. Всего планировалось отлить из латуни 350 новых нагрудных знаков депутата Народного Хурала, укороченных на 9 миллиметров.

Батор Цыбиков.

Примерная стоимость 1 значка, как указано в той же записке, в среднем составляет 300 рублей. На всю переделку с запасом на несколько созывов понадобилось чуть более 100 тысяч рублей. Сколько Бурятия сэкономила на этом, неизвестно, да и не важно. Проблема в том, что сокращение пары-тройки должностей в НХ РБ для бюджета по сути своей мало чем отличается от укорачивания значков на 9 миллиметров: тут больше пиара, суеты, показушности, чем реальных действий.

Об инициативе Батора Цыбикова и других депутатов мы беседуем с бывшим депутатом НХ РБ, экс-руководителем аппарата парламента Бурятии, доктором исторических наук Цыденжапом Батуевым:

— Интерес вызвал проект закона группы депутатов о сокращении количества оплачиваемых должностей депутатов, работающих на освобожденной основе в Народном Хурале, при обсуждении данной инициативы высказываются разные мнения...

— Вопрос не новый, и полагаю, что в определенной мере это связано с инициативами председателя правительства РФ Мишустина по оптимизации государственного аппарата, она должна пройти в течение трех месяцев — с 1 января по 1 апреля. Поэтому инициатива группы депутатов своевременна, но при этом не нужно забывать, что премьер-министр страны ставит задачу не просто оптимизации госаппарата, а повышения эффективности его деятельности.

Цыденжап Батуев.

— То есть речь должна идти в комплексе — о реорганизации в руководящем звене депутатского корпуса, так и в самом аппарате парламента?

— Именно так, поскольку структура управления руководства Народного Хурала и аппарата менялась. Например, был период, когда имелось пять комитетов, а не шесть как сейчас, один заместитель председателя парламента, а не два, аппарат с меньшим количеством управлений и численностью в 60 человек. Нагрузка была больше, но это как раз-таки и подтверждает тезис о том, что эффективность работы руководящего органа не прямо пропорциональна количеству его сотрудников. А все начиналось с малого: у двух комитетов был один секретарь приемной, у заместителя председателя парламента не было освобожденного помощника, а у самого председателя Народного Хурала был один советник.

— Вы работали в трех комитетах Народного Хурала и заместителем председателя парламента, какое видение реструктуризации руководства и аппарата парламента можете предложить?

— По предложению о совмещении должности заместителя председателя парламента и председателя одного из комитетов — это разумный вариант. Но при этом предпочтительнее использовать блочный подход, ведь по внутреннему распределению обязанностей между заместителями председателя Народного Хурала за ними закреплено кураторство за комитетами именно по этому принципу. Поэтому мне видится следующий вариант: заместитель председателя НХ РБ — председатель комитета по социальной политике и заместитель председателя НХ РБ — председатель комитета по экономической политике. А по предложению совмещения должности заместителя председателя НХ РБ и руководителя аппарата могу сказать, что есть такая практика в Татарстане. И в то же время есть наш собственный опыт. Так, в четвертом созыве я, согласно распределению обязанностей между заместителями председателя парламента, отвечал за законопроектную деятельность, подготовку сессий, советов Народного Хурала и выполнение плана работы, то есть непосредственно работал с аппаратом и со специалистами комитетов и комиссий Народного Хурала. Именно тогда мы ввели практику проведения отдельного заседания совета Народного Хурала по исполнению всего комплекса работ за прошедший год.

— И в то же время по данному предложению у вас особое мнение?

— Да, и продиктовано оно следующими соображениями. Не нужно забывать, что аппарат парламента имеет одну, но принципиальную особенность от всех других аппаратов органов власти. И связана она с тем, что мировая практика парламентаризма свидетельствует, что в работе парламента важна преемственность. А ее во многом обеспечивает именно аппарат, депутаты приходят и уходят, а консультанты комитетов и управлений остаются. Поэтому должность руководителя аппарата парламента имеет определенную специфику и его утверждение на должность также претерпело изменения. Так, во втором созыве Народного Хурала я, как председатель комитета по государственному устройству и местному самоуправлению, и заместитель Софья Алексеева предложили утверждать кандидатуру на должность управляющего делами Народного Хурала коллегиально — сессией. В тот период он принимался и увольнялся на должность единоличным решением председателя парламента. В настоящее время в условиях устоявшейся партийной фракционности и создания других по форме депутатских объединений в депутатском корпусе целесообразным и назревшим решением видится выведение должности руководителя аппарата из категории назначаемых вновь избранным созывом.

— Вместе с темой сокращения расходов на содержание парламента не утихают дискуссии о сокращении общего числа депутатов, что можете сказать по этому поводу?

— Варианты есть и они рассматривались на рабочих совещаниях в предыдущих созывах. Вместе с тем не нужно забывать, что в итоге изменения федерального законодательства, казалось бы, преследующего благие цели (это достижение равенства избирательных прав граждан), мы потеряли представительство эвенков и сойотов в Народном Хурале. Сегодня продолжает сокращаться население в сельских районах республики, и при этом единицы из числа избранных одномандатников живут на своих избирательных округах, непосредственно в районах. Поэтому не нужно чрезмерно увлекаться идеей оптимизации количества депутатов Народного Хурала как представительного органа. Если партии и власть не будут внимательно относиться к данному вопросу, мы со временем получим «второй горсовет», только с названием республиканский.

— Тем не менее на волне критики деятельности власти подобные предложения будут идти по нарастающей, популизм и радикальные предложения озвучиваются, в том числе, и самими народными избранниками.

— Ругать власть — это наша традиционная российская черта, тем более Интернет дал поистине неограниченные возможности для этого. Но при этом не нужно забывать, что мы часть социума — российского, евразийского. Поэтому не можем отказаться от известной политической максимы, что «общество творит парламент, а парламент творит общество». Проще говоря, 66 депутатов Народного Хурала вообще-то избраны жителями Бурятии, а не какого-то другого региона. Следовательно, достижение представительства основных социальных групп населения, учет национального, возрастного, гендерного состава республиканского парламента — этот вопрос был, есть и будет.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №9 от 24 февраля 2021

Заголовок в газете: Размер имеет значение

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру