По правде говоря, от «эсеров» в Бурятии уже давно никто и ничего не ждет – ни решений, ни лозунгов. А, вот, поди же ты – явились! Но ранний старт не означает успешный финиш, а взять реванш одним рывком за упущенные возможности прошлых лет – задача не из простых. Если вообще выполнимая.
В последние годы «Справедливая Россия» почти не участвует ни в больших, ни в малых избирательных кампаниях, и отказалась от выдвижения своего кандидата на пост главы Бурятии. В политике, как и в спорте, главное - участие. Каждые большие выборы – своеобразное показательное выступление, демонстрация возможностей, потенциала, работа над ошибками и поддержание политической формы.
Результат многолетней спячки не заставил себя ждать. В активе бурятского отделения «Единой России» более 1,7 тысяч депутатов и глав разного уровня. В активе БРО КПРФ – чуть более 150 депутатов и глав. У бурятского отделения ЛДПР - 47. У «Справедливой России – За правду» - 31 депутат и 2 главы поселенческого уровня. И хотя это данные на осень 2022 года, расклад вряд ли с тех пор изменился.
Прошлой осенью кресло главы бурятских «эсеров» тихо покинул ее бессменный председатель Иринчей Матханов, оставив за собой лидерство во фракции «СР» в Народном Хурале. На смену Матханову тихо пришел один из самых непубличных депутатов парламента Сергей Пашинский...
Положение дел у «Справедливой России» нисколько не лучше и на федеральном уровне. Разговоры об этом усилились после заявлении лидера «СР – ЗП» Серея Миронова о том, что на выборах президента России в 2024 году партия свою кандидатуру выдвигать не будет.
Именно тогда эксперты решили, что проект «СР» фактически «захлебнулся» и шансов стать реальной умеренно-оппозиционной политической силой у партии Миронова почти не осталось. «О ликвидации ее речь вряд ли будет идти, но теперь она займет процентный коридор «Новых людей» - 5-10% в самом благоприятном случае. А в регионах вообще будут едва-едва проходить в местные парламенты», - считают информированные источники телеграм-канала kremlin_sekret.
«Заявление (Сергея Миронова - ред.) означает возможный слив СРЗП на избирательных кампаниях в регионах в этом году, - считает политолог Роман Моложон. - Зачем тратить ресурсы на демонстрацию своего права быть в партийной обойме, если итогового показательного выступления не будет? Региональные элиты, где-то еще вкладывавшие во франшизу на местах, и местные партийные боссы сейчас в недоумении».
И вот еще одна потеря в БРО «Справедливой России» - накануне партию демонстративно покинул один из самых состоятельных депутатов - бизнесмен Баир Гармаев, согласившийся на предложение главы Алексея Цыденова вступить в «Единую Россию». Таких как Баир Гармаев в бурятском отделении «ЕР» пруд пруди. В «Справедливой России» они были на вес золота. Во фракции «Справедливой России» в НХ РБ осталось четыре депутата, хотя в начале созыва было шесть.
Впрочем, в Бурятии «эсеры» никогда и не показывали приличных результатов. В 2007 году им досталось 4 мандата из 33, распределенных по партийным спискам, столько же получила «СР» в 2013 году. В 2018 году «справедливороссом» удалось отвоевать лишь 3 депутатских мандата.
Чтобы попасть в Народный Хурал нового созыва «Справедливая Россия» в Бурятии должна получить не менее 5% голосов в свою поддержку на выборах осенью 2023 года, поэтому, наверное, «эсеры» и стартовали раньше всех.