Ученые в Улан-Удэ выясняют, чем питались в древности люди Западного Забайкалья

В Улан-Удэ ученые реконструируют экосистему жизнедеятельности людей Западного Забайкалья, живших в период позднего голоцена (бронзовый век - начало Нового времени). Об этом сообщает издание СО РАН «Наука Сибири».

Исследованием занимаются ученые Сибирского отделения Российской академии наук из Института монголоведения, буддологии и тибетологии в сотрудничестве с коллегами из Геологического института им. Н. Л. Добрецова. Специалисты намерены уточнить ряд вопросов, связанных с бытом народов, населявших регион. Для этого они используют метод определения стабильных изотопов азота и углерода в костных останках человека и животных.

Как поясняет научный сотрудник ИМБТ СО РАН кандидат исторических наук Денис Миягашев, исследование состава стабильных изотопов азота и углерода в костных останках дает информацию, чем питались люди или животные. Это уже позволяет сделать множество выводов об окружающей среде, стратегии ведения животноводства и хозяйства в целом.

- Для анализа мы используем кости людей и животных из памятников на территории Бурятии. Это материалы с раскопок Удинского острога на территории Улан-Удэ, из огромного некрополя эпохи хунну Ильмовая падь, средневекового Енхорского комплекса захоронений и так далее, - говорит Денис Миягашев.

Западное Забайкалье находится в зоне рискованного земледелия, а стереотипные представления о населявших его кочевых народах рисуют картинку вольных передвижений людей по степям и предгорьям.

- Наши же данные показали, что, начиная с раннего железного века, у хунну здесь было развито земледелие, что зафиксировано на поселенческих памятниках: Иволгинском городище, поселении у села Дурены, - поделился археолог.

Он подчеркнул, что исследование, включающее материалы из рядовых погребений, не связанных с поселенческими комплексами (кочевнической части хунну), говорит: значения углерода в проанализированных учеными останках указывают на наличие проса в диете тех людей.

По мнению исследователей, такой выбор был обоснован не только питательными качествами злака, но и неприхотливостью. Однако его нельзя было просто посадить, откочевать, вернуться и собрать урожай — требовался уход. Люди искали специальные участки с наибольшей концентрацией влаги, где и занимались земледелием. Подобных мест было довольно много, отмечают специалисты.

- Не надо представлять кочевые народы как бродячих пастухов, - продолжает Денис Миягашев. – Они двигались по определенному циклу - как правило, в зависимости от сезона: летние стоянки находились ближе к воде, в то время как зимние - выше, в предгорьях.

Ученые пронаблюдали и уточнили, как менялась система питания людей в зависимости от их принадлежности к различным культурам. Например, рацион представителей культуры плиточных могил (конец бронзового — начало железного века) был мясо-молочным. При этом они не пренебрегали и пресноводной рыбой.

Денис Миягашев замечает, что археологические памятники того времени, как правило, являются погребениями, а не поселениями, по ним не всегда удается зафиксировать истинную картину. Долговременные поселения этих народностей, как раз чистых кочевников, неизвестны, а могильники больше рассказывают о ритуальном, а не бытовом аспекте. Прояснить вопросы системы питания исследователям помог анализ содержания стабильных изотопов.

Просо, как свидетель земледельческих устремлений части жителей региона, появляется с времени хунну. «Пока мы можем только предположить, как и почему это произошло», - говорит ученый.

Империя хунну включала земли не только современной Бурятии, но и нынешних Монголии и Китая. Здесь ученые проследили любопытный момент. В найденных на территории Бурятии стационарных поселениях (наиболее изученном археологическом памятнике - Иволгинском комплексе, и других объектах) встречаются детские погребения в глиняных сосудах. В Монголии такого нет, но есть на территории Китая.

- Поэтому можно предположить, что в наших поселениях могли жить выходцы из Китая, попавшие к хунну в плен во время войн или добровольно перебравшиеся в новые места. Впоследствии, в эпоху Средневековья, просо сохранилось в рационе населения. Получается, что начатые при хунну традиции, продолжались.

Кроме того, ученые исследуют стратегии адаптации населения во времена освоения Сибири. При раскопках Удинского острога в Улан-Удэ обнаружены три группы захоронений. Людей в них были погребены по православному обряду.

Как сообщает Денис Миягашев, исследователи решили проанализировать и этот костный материал.

- Что касается фаунистических останков, найденных на том же объекте, значительную их часть составляют кости лошадей — видимо, на первых порах сильно не хватало хлеба, - сказал ученый. - Наше исследование подтвердило мясо-молочную диету.

Чтобы получить представление об окружающей среде и стратегиях выпаса во времена хунну, специалисты также обратили внимание на костный материал животных.

Как отмечает Денис Миягашев, у значительной часть рогатого скота значения азота сопоставимы с изотопным составом обитающих в сухих степях Внутренней Азии травоядных, причем имеет место максимальное обогащение тяжелым изотопом азота.

- Причины утяжеления изотопного состава могут быть обусловлены дигрессией пастбищ, - заявляет ученый.

По его словам, подобные условия характерны для территорий вблизи поселений с полуоседлым и оседлым укладом, когда круглогодичный выпас производится на ограниченной площади. При этом у лошадей наиболее низкие значения азота уже меньше. Это говорит о более благоприятных условиях выпаса, что вполне соответствует и современным способам ведения хозяйства.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру