Как глава Тарбагатайского района тайком изменил муниципальный бюджет

Заколдованный круг муниципальной власти

Было бы наивно полагать, что во всей Бурятии лишь мэр Улан-Удэ начислял себе, любимому, стимулирующие выплаты за неведомые заслуги, отстаивая их с упрямством, достойным иного применения.

Заколдованный круг муниципальной власти

В разной степени этим грешат и прочие чиновники. К примеру, за неполные пять лет правления руководитель одного из муниципальных образований удостоился премии из его казны аж два раза. Но ни народные избранники, формирующие казну, ни местные   жители, слагающие ее из своих налогов, об этом не ведали. До недавних пор. А узнали постфактум, да и то случайно.

Ход конем

Дело было пару лет тому назад. На сессии 23 декабря 2016 года совет депутатов Тарбагатайского района вносил изменения в бюджет на уходящий год из-за недостижения отдельных показателей и занимался утверждением бюджета на грядущий. В проекте решения, разосланном для ознакомления районным парламентариям, на зарплату главы предусматривалась одна сумма — 1 152 900 рублей. А вот в самом (уже принятом) решении, опубликованном на официальном сайте, другая — 1 256 303   руб. (документы имеются в распоряжении «МК» в Бурятии»).

Так выглядела Тарбагатайская СОШ к 1 сентября.

Сказать, что народные избранники опешили от такого расклада — значит, не сказать ничего. Цифра не просто увеличилась на 103, 4 тыс. рублей — она увеличилась без их согласия, а, значит, в пику букве закона. Одна из депутатов обратилась за разъяснениями к председателю совета Эдуарду Мейеру, который тоже оказался не в курсе произошедшего, и к ведущему специалисту контрольно-счетного органа Марине Михеевой, подтвердившей, что эта статья расходов и впрямь не корректировалась. Впрочем, как и другая — на содержание администрации, чья «верхушка» хранила гордое молчание о вопиющей «самодеятельности».

Тайное стало явным спустя три месяца. Не дождавшись ни официальных обращений, ни пояснительной записки, на очередной сессии 11 апреля 2017 года женщина отправила депутатский запрос, единогласно поддержанный коллегами по цеху. Однако на прямой вопрос районному начальству: «На каком основании повысилась сумма и почему без нашего ведома?», поступил уклончивый ответ, излагавшийся не по существу и в общих фразах.

— Суть его сводилась к тому, что внутренние «передвижки» допускались по устной договоренности, исправленный вариант высылался нам, и какая бы то ни было фальсификация отсутствует, — разводит руками парламентарий. — Я направила официальное обращение о подделке финансового документа в прокуратуру Тарбагатайского района. Она провела проверку и установила: администрация внесла изменения в наше решение незаконно, и глава получил 103,4 тыс. рублей неправомерно.

Выяснилось, что среди этих денег затесалась необоснованно выплаченная премия — 78 тыс. рублей (30 тыс. — по итогам года и 48 тыс. — к Дню местного самоуправления). И что столь же нелегальная выплата большего размера — 96 тыс. — к «чиновничьему празднику» выдавалась главе Виктору Максимову сравнительно недавно, хотя вообще не полагалась ему.

Местные жители сетуют: за три года, когда новый руководитель «рулил» муниципальным образованием, в населенных пунктах закрылись банковские филиалы, военный комиссариат, казначейское отделение, «Ростелеком» и даже фельдшерско-акушерские пункты, сократились рабочие места и остались лишь подсобные хозяйства.

В итоге на него был подан иск о взыскании неосновательного обогащения, а в отношении начальника управления финансов возбуждено уголовное дело за совершение служебного подлога. «В своих показаниях она утверждает: «Меня никто не просил увеличивать заработную плату главы на 2016 год, эта сумма возникла в результате перерасчета бухгалтерией задолженности по оплате», — цитирует ее собеседница «МК» в Бурятии». — Она как никто другой должна знать, что деньги не могут использоваться без правовых оснований и процедуры согласования, особенно, если это касается вознаграждений. Но пока идет следствие, Максимов остается в стороне».

Скелеты в шкафу

С апреля по декабрь 2017 года следственные действия упорно затягивались, а судебные никак не наступали — несмотря на прокурорские требования. И потому народная избранница записалась на прием к главе Бурятии Алексею Цыденову на февраль 2018-го. Но до его кабинета так и не дошла.

— После очередной сессии 19 декабря 2017 года меня внезапно вызвали на «ковер» в районную администрацию. Помимо начальников ее отделов в кабинете находилась представитель республиканского правительства — начальник отдела взаимодействия с муниципальными образованиями комитета территориального развития Анжела Зайцева. «С какой проблемой вы обратились к Алексею Самбуевичу?» — спрашивает. «По увеличению строк бюджета без согласования депутатов райсовета», — отвечаю. «А вы, собственно, кто такая?». — «Одна из избранниц народа, — говорю. — Блюститель казенных средств». Это выглядело как разговор директора школы с нашкодившим учеником. Мне словно затыкали рот и давали понять, чтобы не лезла не в свое дело.

Поскольку нашей героине не сообщили о визите чиновницы из Улан-Удэ, следовательно, не дали представить полные материалы с конкретными фактами, то предложили самой привезти их 21 декабря. Но, не доверяя председателю комитета Баиру Жамбалову, постоянно шлющему отписки рядовым гражданам, депутат предпочла отдать документы руководителю администрации главы Бурятии Баиру Цыренову, когда была на встрече с ним пятью днями позже. Она поведала не только об описанных выше, но и иных нарушениях.

Например, о том, что ремонт Тарбагатайской СОШ начался только 31 августа 2017 года, а уже 1 сентября прошла ее приемка. Но в День знаний дети (в том числе сотрудников прокуратуры) пожаловали в неготовое здание, заходили с «черного входа» и ели в рекреациях, а не в столовой, которая больше напоминала поле боя, как и туалеты. Посреди учебного года в кабинете математики и вовсе прорвало трубу. Подняв линолеум с пола, родители обнаружили плесень, старые доски и тому подобные вещи.

Бардак во всем...

Зато строительство здешнего стадиона, расположенного в крайне неудобном месте, ведется четыре года кряду. В один из них неосвоенные деньги — 4 млн рублей — пришлось вернуть региональной казне. Время от времени тут идут ремонтные работы из-за некачественно сделанных строительных работ (от растаявшего снега бетонные ограждения разваливались будто карточный домик).

Особого внимания заслуживает «культурный вопрос». В свое время районная прокуратура привлекала к проверке культурно-досугового центра упомянутого ранее специалиста КСО Михееву, которая неоднократно выявляла нецелевое использование бюджетных средств, будучи высококлассным профессионалом. Вскоре после того, как она обнаружила в «культурном месте» существенные недостачи, то лишилась своей должности (которую сократили) и ныне не может устроиться ни в одну структуру местного самоуправления, хотя имеет высшее образование и большой стаж работы. «Совпадение? Не думаю», — сказал бы один известный телеведущий.

С беспрецедентным давлением, откровенными оскорблениями и явным неуважением сталкивались многие депутаты. А почетный гражданин Бурятии Иван Калашников, который баллотировался в Народный Хурал, и вовсе подвергся обструкции. Ему просто-напросто отказали в регистрации, придираясь к каждой запятой.

— При Михаиле Михалеве, который руководил нашим муниципальным образованием более 15 лет, не происходило ничего подобного, хотя и обстановка была намного хуже. Делалось все возможное для простых людей, — вспоминает парламентарий. — Эти люди честно оценили нынешнего главу. Согласно информации, опубликованной в правительственной газете, общая удовлетворенность населения его деятельностью составила всего 28,33%. И хотя меня пытались убедить в ошибочности этих сведений, факт остается фактом.

Горох об стену

В январе-феврале 2018 года депутат узнала, что ее заявление перекочевало к зампреду правительства Бурятии по вопросам безопасности Петру Мордовскому, который срочно ушел в отпуск, а оттуда — к сотрудникам О МВД по Тарбагатайскому району для дальнейшего разбирательства (длящегося до сих пор). Вопреки многочисленным предостережениям, оно снова угодило в комитет по территориальному развитию, к его зампреду Леониду Мотошкину: «Что это, заколдованный круг?».

Стоит ли говорить, что оттуда пришло письмо в духе «все хорошо, прекрасная маркиза». Исходя из него складывалась жизнеутверждающая картина: Максимову не перечислялись незаконные деньги, в отношении Калашниковой расследуется уголовное дело, ни по приемке школы, ни по строительству стадиона, ни по увольнению Михеевой не выявилось никаких нарушений.

Госслужащие пояснили, что образовательное учреждение было отремонтировано лишь к 14 октября из-за сдвинувшихся сроков электронного аукциона (что вовсе не повлияло на учебный процесс), а «открытое спортивное плоскостное сооружение» расположено подальше от жилого массива на единственном подходящем под него земельном участке. Марина Михеева «разжалована» из ведущих специалистов контрольно-счетного органа советом депутатов.

— На самом деле главой была пролоббирована угодная ему кандидатура, — возмущается член муниципального парламента. — Исполнительные власти что хотят, то и воротят. Захотели — начислили новым сотрудникам заработную плату в 47 тыс. рублей, захотели — перевели простых специалистов в главных. Сам Виктор Максимов говорил и говорит: «Мне никто не указ!». Согласно акту проверки Счетной палаты, были выявлены многочисленные финансовые нарушения, в частности, нанесен ущерб местному бюджету за 2016 год. Обидно из-за действий (или бездействия?) чиновников. Манипулируя бюджетом в личных интересах, они подрывают веру наших избирателей в честность, справедливость и неподкупность слуг народа, за которых были отданы голоса.

По собственному признанию, женщина не понимает и позицию следственных и правоохранительных органов, которые оставляют обращения без рассмотрения, если не сознательно саботируют их и специально «тянут кота за хвост», чтобы дело закрылось по истечении срока давности.

— Без малого полтора года я практически одна воюю с чиновничьим произволом. И куда ни кинусь в поисках справедливости, натыкаюсь на глухую стену. Повсюду — коррупция и круговая порука, а не борьба с ними и забота о народе. И никто не может или не хочет положить конец этой истории. Ставить точку в ней еще рано…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №33 от 8 августа 2018

Заголовок в газете: Сам себе режиссер, или «мне никто не указ»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру