Двойные стандарты импортозамещения в Бурятии

Инновационные сеялки, изобретенные жителем Бурятии, оказались не нужны ее властям

Пятый год подряд правительство России в унисон с руководствами регионов твердит о важности импортозамещения.

Инновационные сеялки, изобретенные жителем Бурятии, оказались не нужны ее властям
Борис Забанов.

И почти столько же занимается заменой чужой, «вражеской» продукции на свою, родную. Это касается не только пищевых продуктов и информационных технологий, но и сельскохозяйственной техники, экспорт которой, согласно официальным отчетам ассоциации российских предпринимателей, резко возрос за последние несколько лет.

Благодаря чему произошел такой прорыв, едва ли поймут отечественные специалисты, изобретающие и производящие сельхозоборудование, однако остающиеся не у дел. Среди них — и наш земляк, пенсионер из Иволгинского района, предложивший революцию в овощеводстве, но не получивший поддержки «сверху» и при этом не опустивший свои золотые руки. История о его деле длиною в жизнь — в материале «МК» в Бурятии».

Мастер и ученики

Дорога в Иволгинск вьется меж сопок и полей. На конечной остановке корреспондента «МК» в Бурятии» встречает пожилой мужчина — тот самый конструктор и изобретатель Борис Забанов. И, пока мы идем благоустроенными дворами и сельскими тропами до «пункта назначения», неспешно ведет свой рассказ.

— В 1966 году я окончил факультет «Механизация сельского хозяйства» Бурятской сельскохозяйственной академии, став одним из первых его выпускников. Вскоре меня с еще двумя товарищами — Нимаевым и Борсоевым — отправили в Кяхтинский гидромелиоративный техникум, впоследствии переведенный в Улан-Удэ.

Здесь Забанов работал преподавателем специальных дисциплин и, всегда стремясь к созданию всевозможных механизмов для облегчения человеческой жизни, руководил кружком «Экспериментально-конструкторское бюро», который очень любили и охотно посещали студенты. Учил работать с металлом, придумывал новые устройства и заражал техническим творчеством так, что без него не мыслилась ни учеба, ни жизнь.

Изобретатель неоднократно выводил учебное заведение на передовые позиции и получил звание заслуженного инженера Республики Бурятия. А после того, как вышел на пенсию, преподавал лет десять и уволился — слишком мало было часов. Но покамест под рукой имелись станки, мастер разработал и реализовал ряд проектов, которые могли бы, но еще не стали настоящим прорывом в сельском хозяйстве.

Чудо-машины

Борис Забанов — автор нескольких открытий в сельскохозяйственном машиностроении, имеющих свидетельства Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий и патенты федеральной службы по интеллектуальной собственности. А именно — создатель пяти ручных теплично-парниковых сеялок для овощных культур, готовых к работе как на частных огородах, так и в крупных хозяйствах.

Ручная сеялка для моркови...
...и для свеклы.

Их опытные образцы, скромно притаившиеся в углу небольшого сарая, заваленного всякой всячиной, мне и демонстрирует пенсионер. Достает основную — для моркови, и поясняет принцип ее действия.

— Состоит из двух катков, установленных на рамах. Посередине находится бачок, куда напрямую засыпаются семена. Они не смешиваются с балластом, то есть песком, удобрениями и так далее, как в обычных сеялках (эта операция просто-напросто «выпадает» вместе с прореживанием), и придавливаются на случай ветровой эрозии почвы. А три сошника всегда ходят на одинаковой глубине. Таким образом, экономится время, повышаются урожайность и производительность — до 1 га за день.

Ноу-хау с винтовым аппаратом, не допускающим травмирования материала и не имеющим аналогов, может вести посев и по гребням, и по гладкой поверхности. Следом Борис Забанов показывает сажалку для свеклы. От двух катков идет передача в вал, где установлены ложечки. Они заходят в бачок через клапан, захватывают по одному семени, выбрасывают в сошник и заделывают в почву через каждые 8 сантиметров. Не менее примечательны и остальные машины.

Мой собеседник вспоминает, как в восьмидесятых-девяностых годах конструировал и совершенствовал своих «детищ», заказывая детали у токаря в Улан-Удэ. Опробовал их на участках у корейцев за несколько километров отсюда и вот уже четыре года успешно применяет на подсобном огороде колледжа традиционных искусств народов Забайкалья (бывшего лицея №38), обретшим второе дыхание вместе с новым руководителем.

Сейчас тут с помощью вышеописанных устройств посеяно около 15 соток моркови и около 10 — свеклы, которые созреют к середине сентября и попадут в столовую образовательного учреждения. Так вместо опасных овощей, напичканных нитратами и пестицидами, учащиеся будут есть натуральные, выращенные с заботой и любовью. А не это ли самое главное в продукте?

Рыба об лед

В свое время Забанов направлял предложение о серийном выпуске сеялок одному из промышленных предприятий республики, которое запросило чертежи и сделало расчеты. Учитывая расходы на изготовление, стоимость составляла бы около 10 тыс. рублей, а при продаже покупателям — несколько возрастала.

— В конце августа 2016 года на «смотрины» приехали первый замминистра сельского хозяйства и продовольствия Петр Брыков и замначальника отдела растениеводства, механизаций и современных технологий Владимир Вахрунов, — рассказывает Забанов. — Они осмотрели растущие корнеплоды, убедились в работоспособности машин и напоследок поинтересовались их ценой. Очевидно, она показалась слишком высокой, потому что в сентябре Брыков отправил письмо, где отказался от предлагаемых сеялок и поведал об уже используемых, якобы выпускающихся на Украине и отличающихся дешевизной.

Однако о них не слышал никто, уверяет пенсионер. Огородники Бурятии использовали преимущественно односошниковые сеялки из Америки, которые предполагают прореживание всходов и закупаются аж по 12 тыс. рублей, а сейчас не поступают в связи с санкциями. Дальнейшие воззвания к специалистам минсельхозпрода, а также депутатам и председателю Народного Хурала Цырен-Даши Доржиеву, бывшему и нынешнему главам Бурятии и даже председателю КПРФ (постоянно вещающему о поддержке сельского хозяйства с голубых экранов) не дали никаких результатов. «Я обращался к Вячеславу Наговицыну, просил о финансовой помощи. Но консультант отдела по работе с населением Намжилова направила обратно в министерство. Думаю, мое письмо так и не дошло до адресата. Очень плохо, когда люди, работающие в госструктурах, шлют отписки, проявляют равнодушие».

На все изобретения получены авторские свидетельства и патенты.

В ожидании чуда

Так уникальные образцы покрываются пылью. К Борису Степановичу часто наведываются гости, которые восхищаются ими, порываются купить права. Но он не торопится продавать. Надеется, что рано или поздно изобретения обретут своего инвестора и считает: если запустить массовое производство в специализированных цехах, цену и снизить можно.

— Мы плевали на их санкции! Свои машины выпускать можем! — твердо убежден заслуженный инженер. — Но, видимо, не хотим. Не то что за рубежом — хватают, делают и продают втридорога. Говоря словами Верещагина из «Белого солнца пустыни», за державу обидно! Все ж при советской власти лучше было…

Один в поле не воин. Чтобы инновационные сеялки могли помочь людям, они должны помочь им. Борис Забанов призывает всех неравнодушных граждан, болеющих душой за малую родину, объединиться ради выпуска устройств не только для нашего, но и других регионов России. Быть может, усилиями не власть имущих, а простого народа дело сдвинется с мертвой точки, и в части импортозамещения пошатнутся «двойные стандарты».

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №37 от 5 сентября 2018

Заголовок в газете: За державу обидно

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру