Почему в Улан-Удэ при одинаковых условиях в одних квартирах холодно, а в других жарко

Парадоксы нашего городка

Ежегодно начало отопительного сезона сопровождается жалобами горожан на холод и сырость в квартирах. Нынешняя осень не стала исключением — с наступлением холодов в диспетчерские службы города поступило уже более трех сотен таких жалоб.

Парадоксы нашего городка

В ответ ТГК-14 заявляет, что система теплоснабжения города работает в штатном режиме, и температура теплоносителя в сетях соответствует графику. «МК» в Бурятии» попробовал разобраться, почему там, где с учетом теплой осени проблем быть не должно, они все равно возникают.

Две крайности

Для начала стоит упомянуть о том, что мерзнут далеко не все. Те, у кого так жарко, что в отопительный сезон приходится держать форточки открытыми и буквально отапливать улицу, тоже жалуются, но по понятным причинам гораздо реже. А самое удивительное, что в городе есть дома, в которых жильцы одновременно и мерзнут, и мучаются от жары.

Так, недавно коллеги рассказывали об одной из новостроек в 140 квартале, где установлено импортное оборудование для автоматической регуляции подаваемого в квартиры тепла. ТЭЦ-2 рядом, коммуникации в микрорайоне новые, в доме современная система отопления. Казалось бы, живи да радуйся, но в управляющей компании не нашлось специалистов, способных эту систему настроить так, чтобы тепло распределялось равномерно. В результате в одной части дома холодно, а в другой — жарко.

Существование парадокса, когда половина дома мерзнет, а другая изнывает от духоты, зачастую объясняется неправильной регулировкой домовой системы теплоснабжения. При этом следует понимать, что за регулировку внутридомовых инженерных систем отвечают управляющая компания, ТСЖ, либо сами жильцы в зависимости от формы управления.

Ищите «стрелочника»

Как потребители услуг мы привыкли пенять на того, кто собирает с нас деньги. Такой подход имеет под собой все основания, однако есть пара нюансов. Потребителям сложно разделять зоны ответственности ТГК-14 и обслуживающей организации, и спрашивать с первых за температуру воды на входе в дом, а со вторых — за доставку теплоносителя в стояки и радиаторы отопления. Да и как ее, температуру эту, контролировать, никому не хочется разбираться. Поэтому если в квартире холодно или горячая вода совсем не горячая, виноваты «тепловики», и точка.

При этом в тех домах, где люди платят за коммунальные услуги на счет ТСЖ или управляющей организации, спрос с «жилищников» выше, а претензий как к ним, так и к «тепловикам», как правило, меньше, потому что добросовестным исполнителям выгодно заниматься регулировкой и текущим ремонтом внутридомовой системы отопления. В придачу отсутствует соблазн переложить ответственность на энергетиков. Как бы то ни было, по объективным причинам ТСЖ создаются чаще на новых домах, а проблемный жилфонд даже крупным управляющим организациям не нужен.

Мы часто слышим, что сети изношены, ТЭЦ-1 не справляется с нагрузкой, а ТЭЦ-2, работающую в режиме котельной, нужно достраивать на огромные средства. Что городские котельные портят экологию и потребляют слишком много топлива, затраты на которое ложатся нагрузкой на тариф. Некоторые «специалисты» даже предлагают вывести из расчетной базы тарифа тепловые источники при организациях, что не только противоречит законодательству, но и нарушает права людей, живущих в зоне действия ведомственных котельных.

В этом хоре почему-то давно затихли разговоры о том, кому принадлежат тепловые сети, и кто не меньше энергетиков должен быть озабочен их состоянием. Это — муниципальные органы власти, которые так же несут ответственность за стабильность и качество энергоснабжения города, осуществляя контроль и взаимодействуя с единой теплоснабжающей организацией, распоряжаясь имуществом тепловых сетей и котельных города.

Действовать нужно сейчас

Десять лет назад в Улан-Удэ действовала программа воспроизводства муниципального имущества, по которой из бюджета города выделялись средства на капитальный ремонт, техническое перевооружение и модернизацию оборудования тепловых сетей и котельных. Ныне договор аренды городского имущества включает в себя положение, согласно которому ТГК-14 не вносит арендную плату, а вкладывает эквивалентную сумму в модернизацию сетей. Судя по всему, выделять на эти цели финансирование город с учетом экономической ситуации не в состоянии.

Больше слышно от чиновников о глобальных проблемах теплоснабжения города, краеугольным камнем в которых является недостроенная с советских времен ТЭЦ-2. Любому политику хотелось бы сыграть ключевую роль в реализации масштабного проекта превращения большой котельной, от которой зависит будущее города, в полноценную теплоэлектроцентраль, с ценой вопроса в 16 млрд рублей. Вячеслав Наговицын не смог. Алексей Цыденов с его связями в Москве, надеемся, сможет.

Но пока этого не случилось, нужно быть реалистами и начать решать проблемы, посильные для республиканского и муниципального бюджетов — модернизировать муниципальные и ведомственные котельные, совместно с ТГК-14 снижать общий износ сетей, работать с населением, живущим в «городской деревне», стимулируя домовладельцев переходить на более экологичные виды топлива и подключаться к централизованному отоплению там, где это возможно.

Как арендатор теплоснабжающая организация обязана поддерживать работоспособность, но не в одностороннем порядке улучшать арендованное имущество и вкладывать в него больше, чем предусмотрено договором аренды и тарифом. При этом, как бы ни критиковали читинских энергетиков, в свое имущество они вкладываются — к примеру, на Улан-Удэнской ТЭЦ-1 ведутся работы по замене турбогенератора №6, оценивающиеся в 770 млн рублей. Новое оборудование введут в эксплуатацию уже весной следующего года, что, без сомнений, повысит стабильность работы ТЭЦ-1.

Переделкины проделки

Так почему, несмотря на успешное прохождение подготовки к отопительному сезону, в домах некоторых улан-удэнцев холодно? По данным городской дежурной диспетчерской службы, с сентября от горожан поступило 329 жалоб на неудовлетворительное качество теплоснабжения, из них только по семи была установлена вина теплоснабжающей организации. В остальных случаях проблемы были связаны с обеспечением теплом отдельных жилых помещений, т.е. снова в зоне ответственности обслуживающих организаций.

По информации комитета городского хозяйства, на сегодня нет паспортов готовности к отопительному сезону у 60 домов, которые обслуживают управляющие организации «Эталон-С» и «Ангара», товарищества собственников жилья «Тамир», «Проспект», «Проспект-2», «Коммунальщик», «Социум» и «Солидарность». Ранее муниципальная жилищная инспекция проверила и привлекла к административной ответственности те же ООО «Эталон-С», ООО «Ангара», ТСЖ «Коммунальщик», а также ООО «Стройкомсервис», ООО «ГУЖФ» и ФБГУ «ЦЖКУ».

Часто причиной холода в квартирах становится плохое состояние внутридомовых коммуникаций (утечки и ржавчина в элеваторных узлах, изношенное оборудование, забитые или труднопроходимые стояки и батареи), низкая энергоэффективность дома (открытые всем ветрам и морозам подвалы и подъезды, прохудившиеся стеклопакеты, отсутствие утепления стен, теплоизоляции труб и т.д.), самовольное вмешательство жильцов в систему теплоснабжения дома (переделка стояков, замена радиаторов отопления, изменение площади обогрева и т.д.).

Как пояснили корреспонденту «МК» в Бурятии» в республиканской службе государственного строительного и жилищного надзора, все вмешательства в инженерную систему дома нужно согласовывать с обслуживающей организацией, а при переустройстве, требующем внесения изменений в техпаспорт квартиры, — с органами местного самоуправления.

Стояки и радиаторы — общедомовое имущество, за которое отвечает обслуживающая организация, и она вправе запретить замену батарей. Дело в том, что теплотехнический расчет при проектировании системы отопления каждого дома производится исходя из номинальной мощности и объема теплоносителя, количества радиаторов и секций, диаметра стояков. Учитываются и материалы, из которых отопительные приборы сделаны — теплообменные свойства чугуна значительно отличаются от стали или биметаллических сплавов.

При замене радиаторов нужно правильно рассчитать параметры нового оборудования, что без потенциального ущерба для системы отопления дома может сделать только специалист по результатам экспертизы. Кроме того, в зданиях выше трех этажей давление теплоносителя в системе выше, чем в малоэтажной застройке. Некоторые материалы труб и радиаторов на такую нагрузку не рассчитаны, и их использование становится причиной подтоплений. В любом случае самовольное вмешательство может привести к разрегулировке тепловой системы дома. Например, из-за чьих-то масштабных переделок может перестать хватать давления, чтобы обеспечивать циркуляцию по стоякам, и соседи сверху начнут мерзнуть.

Поэтому любая перепланировка в квартире или переустройство инженерных сетей без согласования запрещены. Нарушивший запрет собственник или наниматель может быть привлечен к административной ответственности. По информации Госстройжилнадзора, за 9 месяцев ведомством рассмотрено 17 таких дел. Помимо штрафа собственнику предписывают вернуть все в первоначальный вид.

Когда ответственность — штучный товар

Еще одной причиной прохладных батарей в отдаленных от источников тепла городских кварталах является архаичная открытая схема горячего водоснабжения, при которой теплоноситель используется в качестве горячей воды из крана, что влечет за собой повышенный расход сетевой воды и потери теплогенерации. Чтобы не допустить ожогов потребителей и вскипания теплоносителя, во избежание разрушения полимерных труб от перегрева энергетики поддерживают безoпасную температуру сетевой воды, не превышая допустимых максимумов.

По идее в домах с открытой схемой ГВС должны использоваться автоматические смесительные клапаны, которые охлаждают теплоноситель, смешивая его с холодной водой. Но, увы, далеко не все дома такими клапанами оснащены. В домах с закрытой схемой горячая вода подготавливается за счет подогрева холодной воды, и ее температура автоматически регулируется. При этом если оборудование для регулирования температуры выходит из строя, опять же чересчур горячий теплоноситель может привести к ожогам от перегретой горячей воды.

За наличием смесительных клапанов и работоспособностью регуляторов должны следить обслуживающие организации. Перевод всех потребителей города на закрытую схему, чтобы расширить допустимые параметры и сократить потери теплоносителя — масштабный вопрос органов местного самоуправления и единой теплоснабжающей организации.

И если системные проблемы нужно решать на уровне города, то спуститься в подвал, поинтересоваться состоянием теплового узла, узнать, как обслуживающая организация подготовила дом к отопительному сезону, если нужно, потребовать провести текущий ремонт в подъездах, заказать тепловизионное обследование дома для локализации теплопотерь — вполне посильная задача для домового совета или другой формы объединения граждан. Было бы желание.

— Там, где управляющие компании ответственно подошли к подготовке к отопительному периоду — промыли внутридомовую систему отопления, восстановили регулировочные краны на стояках отопления, установили приборы учета и контроля параметров, выполнили изоляцию тепловых узлов и розливов отопления — в таких домах обращений от жильцов на низкую температуру в квартирах не поступает, — прокомментировали в пресс-службе ТГК-14.

Проблема в том, что ответственность и компетентность штучный товар…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №49 от 28 ноября 2018

Заголовок в газете: Парадоксы нашего городка

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру